+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Витражи в соборах

Содержание

Старинные витражи соборов и церквей Франции

Витражи в соборах

Сложно представить современный архитектурный дизайн без светопрозрачных конструкций. По пятницам портал ОКНА МЕДИА будет знакомить своих читателей с истоками стекольного мастерства в разных странах. Сегодня в центре нашего внимания средневековый витраж: «говорящее» цветное стекло в часовне Сан-Шапель и Шартрском кафедральном соборе во Франции.

Витраж как Библия Средневековья

пламенеющая готика. Роза в западном портале часовни Сен-Шапель

В переводе с латинского vitrum переводится буквально – стекло. Во французском языке слово приобретает спецификацию: vitre означает не любое стекло, а стекло оконное. Именно это значение образует содержание понятия витраж: это произведение из цветного стекла, предназначенное для заполнения проема в каком-либо архитектурном сооружении и пропускающее свет.

Двойственная природа витража – разделять пространство и делать границу незримой – как нельзя лучше выразила средневековую христианскую философию неслиянности и нераздельности земного и небесного, и потому изготовление витражей нашло столь широкое применение именно в европейском храмовом искусстве.

Витраж воплощал идею трансформации скудной земной жизни в божественное царство и действия божественной благодати на земное: темные цветные стекла внутри романских и готических соборов, капелл и церквей неожиданно вспыхивали ярким разноцветным пламенем под воздействием яркого солнечного света, рассказывая о самых важных моментах Священной истории.

Витражи также часто называли «библией для бедняков». До появления печатного станка рукописи Старого и Нового Завета были доступны лишь горстке монахов и королям.

Население средневековой Европы в большинстве своем не владело грамотой, месса на латинском языке была почти не доступна для понимания простым мирянам, и витраж служил своеобразным «стеклянным комиксом» для необразованных прихожан.

В красочной и эмоциональной манере под величественные звуки органа стекло повествовало об истории древних пророков, Иисуса, Девы Марии, апостолов и святых. Трудно переоценить впечатление, производимое таким ансамблем на человека эпохи Средневековья, практически постоянно живущего в полумраке готического города с узкими улицами, освященными лишь смоляными факелами.

Изготовление витражей как храмовое искусство Европы: Сен-Шапель

часовня Сен-Шапель на острове Ситэ в Париже

Часовня Сен-Шапель построена в 13 веке в самом сердце Парижа, на территории Королевского Дворца Консьержери, где позднее обосновался Дворец Правосудия, на острове Сит`э, который с высоты напоминает маленькую лодочку в волнах огромного города. Капелла обладает самым полным на сегодняшний день собрание витражного искусства 13 века.

Пятнадцать композиций из цветного стекла последовательно рассказывают о главных библейских событиях в соответствии с содержанием старозаветных книг и Нового Завета.

Начиная от северной стены и по часовой стрелке посетитель может «прочесть» Бытие, Исход, Числа, Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей Израилевых, Книгу пророка Исайи и Иессеево Древо, историю Святого Иоанна Богослова и детства Христа, историю страстей Христовых, о Святом Иоанне Крестителе, Книгу пророка Даниила, Книгу пророка Иезекииля, Книги Иудифи и Иова, Книгу Есфири и Книгу Царств. Над ложей короля архитекторы предусмотрительно разместили витражные изображения библейских царей Давида и Соломона.

витражи Сен-Шапель

Поражает тщательность и скорость, с которой собирались стеклянные картины-повествования в часовне. Капелла была построена архитектором Пьером де Монтрейлем в рекордные для Средневековья сроки – всего за шесть лет, с 1242 по 1248 годы.

Став обладателем бесценных христианских реликвий, добытых в очередном Крестовом походе на Константинополь – Тернового венца, окрапленного кровью Христа, копья Лонгина, которое пронзило ребра Иисуса и частицей Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, – король Франции Людовик Святой повелел возвести достойное хранилище этим ценностям, или реликварий, как его называли в те времена. Так появилась Святая Капелла, очень скромная в размерах, но бесконечная в своем содержании, в том числе в сфере достижений строительного искусства.Капелла построена из светлого песчаника. Ее длина всего 35 метров, ширина 17 м, а высота 43 метра. Шпиль капеллы украшает фигура Архангела Михаила. При возведении храма использовались передовые для 13 века технологии, например, масштабные металлические крепления, которые стали активно применяться в строительстве только в 20 веке. 

своды Сен-Шапель

Изготовление витражей достигло здесь небывалого уровня филигранности. Витражи занимают более 600 м2 общей площади здания. Большая их часть выполнена из стекла насыщенного красного и синего цветов.

Кульминация библейского рассказа – образ Апокалипсиса – заключен в витраж диаметром 9 метров с витиеватым романским узором на западном портале капеллы. Эта работа датируется 15 веком. До нашего времени капелла прошла череду реставраций и утратила примерно одну треть аутентичных витражей.

Основной урон картинам из стекла нанесли 18 век и эпоха Революции: в целях лучшего освещения внутреннего пространства церкви часть витражей из окон была просто удалена и заменена обычными стеклами. Сегодня витражи восстановлены.

Однако сами реликвии, ради которых строилась церковь, перенесены в Собор Парижской Богоматери, и сейчас Капелла существует как светское музейное здание.

Цветное стекло в монументальной архитектуре Шартра

Шартрский собор, общий вид

Монументальный собор в Шартре, рассчитанный на большое количество прихожан, был возведен почти одновременно с камерной придворной парижской Сен-Шапель и освящен в присутствии Людовика IX и членов королевской семьи в 1260 году.

Время почти не тронуло его величественные своды.

За все время своего 800-летнего существования собор ни разу не реставрировался и не перестраивался, и сегодня мы видим это прекрасное творение романской архитектуры практически таким же, как жители средневековой Франции.

величественные своды Шартра

Площадь витражей в Соборе составляет 2000 м2 и традиционно изображает события Ветхого и Нового Завета. В убранстве храма использовано 10 000 скульптурных изображений. Как и любой собор романо-готического периода, Собор в Шартре – это книга, буквы которой сотворены в виде символических изображений из камня и стекла.

Колонны, порталы, нефы, витражи, сам общий план собора в виде креста – каждая деталь здания становится словом обширного христианского повествования. Интересны смысловые переклички между напольными и витражными изображениями, предусмотренные архитекторами храма. Символический лабиринт, выложенный на полу от входа к алтарной части, изображает витиеватый путь верующего к Богу.

Его диаметр совпадает с диаметрами трех огромных витражных роз на стенах собора. 

оконная роза Шартрского кафедрального собора

Две башни здания представляют две эпохи средневекового искусства: правая знаменует лаконичный романский стиль, а левая – т. н. пламенеющую готику, изобилующую множеством декоративных деталей. В 16 веке южный фасад собора дополнили астрономические часы, показывающие фазы Луны, знак Зодиака и время восхода и заката Солнца. 

астрономические часы в Шартрском Соборе

Витражные ансамбли Шартра создавались веками. Интересны они тем, что представляют не только библейские, но и светские сюжеты и образы. Связано это со статусом заказчиков. Изготовление витражей в Шартре в разное время спонсировалось не только священнослужителями, но и зажиточными горожанами: представителями ремесленных цехов и гильдий.

Естественным желанием меценатов было запечатлеть свой труд в композициях собора. Благодаря этому сегодня наш взгляд приковывают разнообразные бытовые фрагменты в общем священном контексте витражных картин: аптекари, тщательно проверяющие состав эликсиров в «Чудесах св.

Николая», плотники и колесники, орудующие топорами на витраже с «Историей Ноя», кузнецы, которые меняют подковы лошадям в сцене искупления грехов.

Витраж Notre Dame de la Belle Verrere

Один из наиболее крупных витражных ансамблей храма – пояс из 68 семиметровых витражных окон, изображающих различные моменты Священной истории. Самый знаменитый витраж Шартра – Notre Dame de la Belle Verrere дословно переводится как Богородица из красивого стекла.

Общее впечатление от Шартрского собора ярко описал Жан Вийет: “когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели.

В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам – больше таинственности”.

Обилие архитектурных деталей в их причудливой взаимосвязи не перестает порождать исследовательский интерес к символической стороне «загадочных» конструкций Сен-Шапель и кафедрального собора в Шартре.

Чтобы в полной мере оценить красоту и хотя бы отчасти постичь смысл внутреннего убранства этих средневековых шедевров, особенно, витражей в их полном великолепии, несомненно, стоит вооружиться кратким историческим справочником и отправиться на экскурсию в яркий солнечный день, когда красно-синие блики стекол рисуют свой неповторимый узор на каменных стройных колоннах.

ОКНА МЕДИА рекомендуют: Что такое витраж

Источник: https://www.oknamedia.ru/novosti/starinnye-vitrazhi-soborov-i-tserkvey-frantsii-45260

Готические витражи

Витражи в соборах

Витражное искусство, зародившееся приблизительно в VI веке н.э., своего расцвета достигло в эпоху Готики в архитектуре и интерьерах. В этот период готические витражи становятся главным декоративным элементом соборов, церквей и богатых особняков.

Исторические предпосылки

Витраж в оформлении раннехристианских храмов использовались и до XII века — сначала это были цветные вставки из окрашенной слюды, а с изобретением стекла окна храмов стали декорировать витражами.

Но они играли второстепенную роль, главным декором в те времена являлись настенные и потолочные фрески. Окна в старинных храмах были маленькие, узкие и не несли практически никакой функциональной нагрузки.

Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.

Изготовление витражей стало одним из самых престижных и в 1100 году отнесено к изящным видам искусств. Монах Теофил в своем трактате огромный раздел посвятил технологии изготовления цветных стекол и законам создания изображений из них.

Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур.

Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы.

Яркий пример — витражи готических соборов в французских городах Бурже, Суассоне, Шартре, а английском Кентербери. Размеры и богатство окон в этих величественных сооружениях просто поражают и вызывают настоящий восторг мастерством витражников.

Ценность витражей для культовых сооружений

Цветные стекла, кроме того, что несли сюжетную информационную нагрузку, в церквях и соборах создавали специфическую, духовную атмосферу благодаря приглушенным переливам света.

Это способствовало настрою посетителей храма на возвышенный лад для общения с богом, поэтому церковь тех времен не жалела денег на создание витражей, а также, оплачивала обучение монахов у выдающихся мастеров по всему миру. Престижность профессии была очень высокой.

А с открытием в XIV веке серебряной потравы витраж готика получил новые, невиданные до тех пор возможности в окрашивании стекол.

А средневековые теологи разработали целую теорию, в которой художественные витражи были признаны реальным средством для спасения человеческих душ от злых сил и привлечения их к богу.

Тематика и стилистические особенности готических витражей

Темы сюжетов для витражей в стиле готика в основном базируются на религиозных темах. Также, присутствуют сценки из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.

По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп:

  • ранняя готика, в которой превалируют иллюстрации к Библии, а также, представления тех времен об устройстве мироздания;
  • зрелая готика — она подразделяется на французскую, английскую и немецкую.

Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если у немцев они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы.

Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю.

Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.

Уже в XIV столетии этот стиль уверенно завоевал практически всю Европу, и появилось понятие, которое сегодня называют интернациональная готика. Искусство изготовления витражей достигло своего апогея.

Кроме религиозных и рыцарских сюжетов, а также, картин сотворения мира, в стеклянных картинах появилась светская тематика, а витражные окна стали обычным элементом в домах богатых европейцев.

Также, нашли распространение и внутренние витражи — в перегородках, нишах, в качестве накладных плафонов с подсветкой.

Современные готические витражи на заказ

В современных интерьерах готика также достаточно востребована — романтические сценки, рыцарские турниры, старинная архитектура, мистические сюжеты — такие витражи станут изюминкой и в солидном частном доме, и в заведении, оформленном соответствующим образом.

Готика в интерьере требует соответствия и других элементов дизайна.

Во-первых, нужны большие по площади окна — высокие и широкие, стремящиеся ввысь, сложные по композиции своды в помещениях, каменные или грубые деревянные полы, богатая, искусственно состаренная мебель.

Именно в таком окружении легкие и невероятно привлекательные витражи будут смотреться потрясающе и создадут эффектное световое и колористическое решение.

Наиболее подходящая технология изготовления готических витражей — Тиффани, позволяющая безупречно воплотить любую, даже очень сложную идею.

Если вы желаете оформить свой дом, ресторан, клуб или другое заведение в презентабельном готическом стиле, компания «Стеклянный Дилижанс» создаст для вас эксклюзивные витражи, соответствующие стилевым особенностям и вашим пожеланиям. Для наших мастеров нет ничего невозможного.

Примеры, как может выглядеть интерьер с витражами — в фотогалерее.

Источник: http://www.DilGlass.ru/articles/goticheskie-vitrazhi

16 самых впечатляющих витражей в мире

Витражи в соборах
fomasovetnikОригинал взят у norub в 16 самых впечатляющих витражей в миреСо средних веков и до сегодняшнего дня витражи продолжают очаровывать архитекторов и дизайнеров.

Они используются в качестве окон, крыш, дверей, встречаются в религиозных зданиях, таких как соборы и мечети. Начиная с XIX века витражи украшают частные дома, гостиницы, культурные и торговые центры.

Кафедральный собор Бразилиа, Бразилия

Собор сооружён в стиле модернизм по проекту известного архитектора Оскара Нимейера. При проектировании Оскар Нимейер вдохновлялся Ливерпульским собором.

Само здание состоит из 16 гиперболоидных колонн, символизирующих руки, воздетые к небу. Пространство между колоннами закрыто витражами.

Оскар Нимейер создал витраж более 2000 квадратных метров по работе художницы Марианны Перетти.

Ахенский собор, Германия

Строительство собора началось в 796 г. при императоре Карле, в средние века он был расширен.В стены готического сооружения встроены 13 витражей из цветного стекла 30 метров в высоту.

Оригинальные окна были повреждены во время Второй мировой войны, а затем восстановлены в 1950 году. К счастью сам собор не пострадал.В 1978 году Имперский собор одним из первых 12 объектов мира был занесен в список ЮНЕСКО.

Собор святого Иосифа, Гавр, Франция

Неоготическое культовое сооружение и католический крест, возвышающийся на 107 метров, напоминают нью-йоркский небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. Маяк, который светит ночью, служит судам, заходящим в порт, прекрасным ориентиром.

Собор был построен в 1950-е годы во французском порту города как дань 5000 жителям, погибшим во время Второй мировой войны, когда город был почти полностью разрушен. Архитектор Огюст Перре спроектировал 350-футовый шпиль с витражами.

Витражи колокольни состоят из 12 768 маленьких разноцветных кусочков стекла. Витражи имеют строго геометрическую фигуру и делятся на семь основных цветов: белый, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый, красный и синий. Нижние витражи содержат стёкла более тёмного цвета, верхние более светлого.

Также цвета стёкол меняются от стороны света. На восточных витражах преобладают сиреневые, розовые, золотые и зелёные, что символизируют Рождество. На южных витражах: оранжевый, жёлтый и золотой символизируют величие и славу Бога.

На западе доминируют розовые и красные стёкла, что символизирует силу и власть, а на севере преобладает синий цвет Богородицы и неба. В результате игры света в общей сложности создается около 50 оттенков цветов.

Сент-Шапель, Париж

Готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242—1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.

Площадь витражей составляет 600 м² и две трети из них — подлинные произведения витражного искусства XIII века. В витражах доминируют красный и синий цвета, что отличает их от более позднего круглого витража XV столетия на западной стороне капеллы.

Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа.Чтобы оценить всю красоту витражей капеллы Сент Шапель, рекомендуется посетить Сент Шапель в солнечный день.

Часовня на Площади Благодарения (Thanksgiving Square) – Даллас, штат Техас, США

В 1977 году Филип Джонсон разработал спиралевидную белую часовню в самом центре города Даллас.Витраж называется «Окно Славы» и поражает своим великолепием, являясь одним из самых больших горизонтальных витражей в мире. Художник Габриэль Луаре.
Кафедральный собор Святого Себастьяна, Рио-де-Жанейро

Здание было построено в стиле модернизм по проекту архитектора Эдгара Фонсеки в 1964-1979 годах.

Собор посвящён Святому Себастьяну, покровителю города и является кафедрой архиепархии Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро.Собор расположен в центре города. Здание высотой 75 метров имеет коническую форму.

Длина прямоугольных витражей достигает 64 м. Вместимость собора – 20 тысяч человек.

Чикагский культурный центр

Здание было открыто в 1897 году, и используется для официальных приёмов мэром Чикаго президентов, королевских семей, дипломатов и других общественных деятелей.

Первоначально центр был построен как публичная библиотека, а позже по инициативе Луи Вейсберга была преобразована в художественный и культурный центр.

В зале Престон Брэдли, расположенном в южной части здания, любой посетитель может послушать концерты живой музыки, а также полюбоваться на самый большой в мире витражный купол от Тиффани. Этот витражный купол радиусом 38 футов состоит приблизительно из 30 000 кусочков стекла.

В центре купола изображены знаки зодиака. Рисунок основной части купола напоминает рыбью чешую. В 2007 году на реконструкцию купола было потрачено 2,2 млн долларов и 1-го июля обновленный зал Престон Брэдли был снова открыт для посетителей.

Мечеть Насир аль-Мульк в Иране

Мечеть была построена в 1888 году в Ширазе по приказу Мирза Хасан Али Насир аль Мульк, принадлежавшему к каджарской династии. Внутри все выложено разноцветной мозаикой. Вместо обычных окон установлены разноцветные витражи. В зависимости от времени дня солнечный свет, проходя через эти витражи, создают калейдоскопический эффект.
Часовня Королевского колледжа, Кембридж, Англия

Строительство часовни Королевского колледжа было начато в 1444 году по повелению английского короля Генриха VI. 25 июля 1446 года Генрих VI лично заложил первый камень в основание часовни. Архитекторами часовни называют Реджинальда Эли и Николаса Клооса.

В 1506 году Кембридж посетил король Генрих VII и профинансировал окончание строительства, причём оставил деньги с таким расчётом, чтобы строительство могло продолжаться и после его смерти.

В 1515 году, при Генрихе VIII, строительство часовни Королевского колледжа в Кембридже было завершено архитектором Джоном Уэстеллом.Витражи часовни Королевского колледжа в Кембридже считаются одним из лучших произведений XVI века.

Восточное фасадное и двадцать четыре боковых окна застеклены фламандскими мастерами в 1515—1531 годах. Лишь большое окно в западной стене получило витражное остекление только в 1879 году.

La Sagrada Familia, Барселона

Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр, на место которого в конце 1883 года был приглашён А. Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды.

Galeries Lafayette, ПарижГалерея была основана в 1893 году выходцами из Эльзаса, двоюродными братьями Теофилом Бадером и Альфонсом Каном. Братья решили открыть торговую точку в одном из самых оживлённых районов Парижа неподалёку от столичного вокзала.

В 1906 году братья поручили знаменитому архитектору Жоржу Шедану заняться пристройками и перепланировкой магазина на бульваре Осман напротив Гранд- Опера.В 1912 году было построено шикарное здание с великолепным стеклянным куполом.

Gran Hotel Ciudad De Mexico, Мехико

Построенный в 1899 элитный универмаг с витражным потолком был превращен в роскошный отель в преддверии Олимпийских игр 1968 года. Витражи были разработаны французом Жаком Грубером.

Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Здание галереи было построено в 1968 году по проекту Роя Граундса в самом центре городского культурного квартала. Витражи Большого зала устанавливали в течении 5 лет по работе австралийского художника Leonard French. Стекло для него привезено из Бельгии и Франции.

Йоркский готический собор, Великобритания

York Minster стали перестраивать в готическом стиле, который позволил значительно расширить существующее здание. Стройка продолжалась почти 250 лет с 1230 до 1475 года и каждая стадия развития готической архитектуры нашла свое отражение в соборе Йорка.Главной достопримечательностью собора является витраж, состоящий из пяти одинаковых сводчатых окон. Высота каждого ланцета 16,2 метров, а ширина 1,5 метра. Витраж содержит более ста тысяч кусочков стекла и является самым большим по площади средневековым витражом. Он был закончен приблизительно в 1250 году. В тот период цветное стекло производилось только за границей и стоило очень дорого. Оно называется Пять сестер и было посвящено женщинам, погибшим во время двух мировых войн.

Собор Парижской Богоматери, Париж

Помимо своей знаменитой французской готической архитектуры, этот почтенный собор может похвастать одними из самых известных в мире витражами. Собор строился с 1163 по 1345 годы. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год, и Пьер де Монтрей, руководивший работами в 1250—1267 годы.

В соборе 110 застеклённых витражами окон, через которые льётся дневной свет. Первые витражи Нотр-Дама подверглись коренным изменениям после 1300 года. Уникальными, сохранившимися средневековыми витражами в соборе являются только стёкла трёх больших роз — творений XIII века, превышающих по размерам подобные шедевры французской готики.

Западная роза знаменует боговоплощение, две розы трансепта, северная и южная, называемые «розами Людовика Святого», изображают ход Священной истории от Ветхого к Новому Завету. Северная посвящена длительному ожиданию Мессии, южная — излиянию Света.

Предполагают, что король пожертвовал сумму на их изготовление, и, согласно легенде, даже отложил начало своего крестового похода, чтобы увидеть результат работ.Средневековое стекло — массивное и неравномерное, содержит пузырьки воздуха и случайные вкрапления.

Витражисты собора использовали такие «дефекты» для усиления сверкания, теней, отблесков, мерцания, варьирования оттенков и вспышек света.

Дворец каталонской музыки, Барселона

Концертный зал, построенный архитектором Луисом Доменек-и-Монтанер в стиле каталонского модерна был открыт 9 февраля 1908 года.Потолок представляет собой купол, состоящий из цветной стеклянной мозаики.

В центре купола применяется мозаика золотых оттенков, что олицетворяет солнце, а вокруг используются синие оттенки, олицетворяющие небо. Стены, как и потолок, состоят в основном из витражей из цветного стекла.

Источник

Вам может быть интересно:

Витражи

Пентхаус медиамагната в Нью-Йорке

|

fomasovetnikОригинал взят у kilativ в Ну и как же теперь быть?Originally posted by meyer51 at И ты, Брут, продался большевикам!Ну, не совсем им, но все же!

Конгрессмен от Демократической партии Тим Райан предположил, что Москва может быть причастна к расследованию ФБР дела об электронной почте Хиллари Клинтон. Об этом он заявил в эфире CNN.

“Откуда взялись эти документы? Как они попали к ФБР? Вовлечена ли Россия в это? Мы не имеем ни малейшего понятия о том, откуда берутся эти документы”, – сказал он.

Опасения выразил и бывший лидер Демократической партии Говард Дин. Он написал в , что директор ФБР Джеймс Кони “встал на сторону” президента России Владимира Путина и “возможно, навсегда уничтожил доверие к ФБР”.

Источник: https://fomasovetnik.livejournal.com/2875583.html

Витражи. Готика

Витражи в соборах

Среднвековые витражи. Готика.

1.  Картины из цветного стекла в оконных переплётах — витражи, готика,  пришли из Древней Греции. 1150-1350 годы, витражи становятся довольно востребованной техникой декора готических соборов.  Период «пламенеющей готики» принято считать эпохой расцвета витражного искусства.

Величественные соборы Франции, такие как Собор В Реймсе, Руанский Собор, Шартрский Собор, Собор в Бурже, Авиньонский Собор, украшены замечательными витражами, изображающими различные библейские сцены.

Многие секреты средневековых мастеров витражного дела были утрачены, так, например, секрет уникального по красоте небесно-синего цвета стекла готических витражей Шартрского Собора до сих пор не превзойдён современными мастерами-стеклодувами.

2. На фото: витражи, готика.  Собор в Шартре. XII столетие — витражи в готике,  становятся важнейшим элементом внутреннего декора готических соборов Франции. Что же послужило причиной отказа от привычных фресок и настенной росписи? Ответ прост, на рубеже XII — XIII веков произошли кардинальные изменения в архитектуре готических соборов.

Если раньше, в период романской архитектуры массивные стены были основным несущим элементом всей тяжести соборного свода, то в период готики, а в особенности «поздней готики» соборы стали строиться по каркасной схеме. Основная тяжесть свода с помощью аркубантов и нервюр передавалась на контрфорсы.

Проёмы между контрфорсами стали заполнятся окнами, украшением которых служили витражи.

3. Витражи Руанского Собора. Готика. 

Особенно эффектно витражи использовались при оформлении огромных окон-роз. Посмотрите на оконо-розу (12 метров в диаметре!) Руанского собора. Великолепная аллегорическая сцена из Библии мастерски передана мастерами стеклодувами на витражах Руанского Собора.

Секрет изготовления витражей состоит в правильном подборе компонентов для изготовления разноцветного стекла и краски применяемой в росписи по стеклу. Средневековая хроника бенедектинского монаха Теофила Пресвитера под названием «Список различных искусств» довольно подробно освещает процесс изготовления витражей.

Становится ясно, что в момент написания этого трактата (первая половина XII века), витражи были достаточно востребованной и развитой художественной техникой. Ближе к концу XIII века французскими мастерами при изготовлении витражей стала использоваться серебряная краска, секрет которой попал в Европу из Малой Азии вместе с крестоносцами.

Компоненты серебряной краски это сурьма и серебро. При изготовлении стекла для витражей краску наносили на стеклянную пластину перед обжигом и после термической обработки стекло принимало ярко-жёлтый цвет. Таким образом, витражи выполнялись из двухцветного стекла, что давало средневековым мастерам больше свободы для творчества.

Витражи вставлялись в каркас, изготовленный из свинцовых полосок, длинной 50-60 сантиметров. Свинцовые ленты затем спаивались и укреплялись дополнительной арматурой. Наиболее древние витражи созданны примерно в 7-8 веке. Находятся в английских аббатствах Монкуирмот и Джарроу.

4. Витражи Шартрского Собора. Готика

Весьма интересны витражи Собора в Шартре. Во-первых это единственный собор, чьи витражи сохранились до наших дней без реконструкций и восстановления в том виде, в котором они были созданы в в 1205 -1240 годах, после пожара 1194 года, почти полностью уничтожевшего собор. Самые старые витражи главного нефа, сохранившиеся до пожара датируются 1145 годом.

Сам собор Шартра это в общем то уникальное явление для готической архитектуры средневековой Франции. Сооружений подобных Шартрскому собору во Франции очень и очень не много. Первое что приходит на ум это Руанский Собор и Собор в Реймсе, да ещё может быть Амьенский Собор.

Сам город Шартр расположенный в 120 километрах от Парижа весьма примечателен своими историческими достопримечательностями, среди которых Кафедральный Собор занимает первое место. Витражи в готике часто называют «Библией для неграмотных».

В средние века грамота была в основном уделом монахов, мирские же прихожане могли ознакомится с основными сценами из Священного писания, изображёнными на витражах соборов.

Витражи Шартрского Собора были выполнены в ранней технике витражного искусства, когда оконный проём заполняли целиком цветным стеклом, декорированным рисунками, выполненными гризелью (специальная краска, применявшаяся для росписи по стеклу). Высокая художественная ценность витражей, выполненных в такой технике имела одно слабое место. Освещённость храма значительно нивелировалась за счёт применения цветного стекла.

Витражи. Готика. Фото

Фото2. Витражная композиция на западном портале Собора в Шартре. Витражи. Готика.

На фото 2 изображена библейская аллегория на тему притчи о добром самаритянине.

Витражи. Готика. Витражная композиция аббатства Сен-Дени

Витражи в хоре базилики Сен-Дени.Солнечный свет и светлые пятна, играющие на витражах в хоре собора. Кафедральный собор Сен-Дени (Базилика Сен-Дени, ранее Abbaye de Saint-Denis) самая большая монастырская церковь в коммуне Сен-Дени, что в северном пригороде Парижа.

Витражи капеллы Сент-Шапель, Париж.

Готическая часовня Сент-Шапель, Париж — Витражи. Готика.
Каждый витраж рассказывает библейскую историю. По традиции, это произошло потому, что большинство людей не могли читать. Верхний уровень витражей Сент-Шапель был зарезервирован для элиты. Витраж в данном случае — указание на роскошь и власть.

Фото 5. Витражное окно-роза в Орлеанском соборе Сент-Круа.

На фото 5. Восточный портал готического Орлеанского Собора. Витражи в окне-розе Собора Сент-Круа, готика.

Собор Сен-Этьен. Витражи. Готика.

Готические витражи собора Сен-Этьен, город Санс, Бургундия. Франция.

Витражи южного трансепта собора Сент-Этьен в городе Мец.

Фото 7. Деталь огромного южного трансепта, витражное окно готического собора в Меце. Автор витража Valentin Bousch, уроженец Меца. Витраж создан в 1527 году.

Архитектура готического собора, Готика, Пламенеющая готика

Related posts

Источник: http://djanga.ru/2014/02/stained-gothic/

Витражи Нотр-Дам-де-Пари | Paris10.ru: все про Париж!

Витражи в соборах

Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама.

Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены.

Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.

Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.

Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.

Как появились витражи в готических храмах

Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими.

В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов.

Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.

Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла…

Средневековое искусство витража

Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре.

Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан.

Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.

Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:

  • Эскиз полотна переносили на деревянную панель.
  • Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.
  • Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.
  • Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.
  • Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.
  • Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.

Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века.

Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом.

Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.

Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.

Западная роза

Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.

Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии.

Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков.

Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.

Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.

Южная роза

Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.

Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл.

12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.

Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.

В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.

Северная роза

Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.

Чудеса реставрации

Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виолле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.

Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных.

Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.

Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ – Терновый венец — христианская реликвия Нотр-Дам-де-Пари

Ольга Костромичева

Источник: https://paris10.ru/vitrazhi-notr-dam-de-pari

Витражи в соборах

Витражи в соборах

Самым старым храмом, где были использованы цветные витражи, является собор Святой Софии в Константинополе, возведенный в 537 г. н. э. Витражи в этом храме состояли из стекол двух цветов (чаще синего и красного) и изображали много разных христианских сцен. Узнать больше о витражах этого собора можно, перейдя в раздел витражи в храме Святой Софии.

Самый древний из уцелевших старинных витражей романского периода – это «Голова Христа». Поразительный витраж находится в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе, Франция. Еще одна работа, датируемая концом XI – началом XII века, это витраж Аугсбургского собора. На нем изображена группа ветхозаветных пророков. Работы этого периода находятся и в соборе Ле Манс во Франции.

Витраж собора «Вознесение Христа» изображает живую, словно жестикулирующую фигуру Иисуса. Этот стиль был типичен для искусства западной Франции, он резко контрастирует со статичностью Аугсбурских пророков. За одно человеческое поколение романский стиль выходит за рамки формализации и начинает более органично изображать человеческое тело.

Подробнее о старинных витражах – в тематической странице сайта.

  Рис. 1. “Голова Христа” старинный витраж в соборе

К сожалению, до нас в целом виде не дошло ни одного целого витража периода раннего христианства – до XI века. Начиная с этого времени, витражное искусство совершает большой скачок, обусловленный расцветом архитектуры и новыми культурными и теологическими обстоятельствами. Традиционный облик храмов претерпел коренные изменения, а витражи в соборах стали выдающимся изобразительным средством.

Витражи в соборах готического периода

В храмах, возведенных к 1130 году, тяжелая архитектура стала облегчена необычно большими окнами. Типичным для этих соборов был ансамбль из трех окон, символизирующий Святую Троицу. Эти витражные композиции обычно находились в западном и восточных пределах храмов.

К середине XII века в храмах впервые появляются напоминания о жертве Христа и путях спасения человечества, созданные игрой света и цвета, исходящих из витражных окон.

Начало перехода к готическому стилю было положено аббатом Сугерием, который руководил возведением королевской церкви в аббатстве Сен-Дени (1144 г.).

Окно церкви было заполнено рядом вертикально расположенных витражных медальонов и ронделей. Каждый медальон изображал один из ключевых эпизодов истории, изображенный в бодром, живом настроении, недостающим статичным картинкам романского стиля.

Изобретенный Сугерием необычный витраж в форме медальона глубоко повлиял на повествовательный аспект витражного искусства следующего 50-летия. За одно поколение романский стиль в архитектуре и искусстве перешел к готическому.

Чтобы узнать больше о романских витражах, посетите тематическую страницу.

Самым ранним архитектурным памятником развитой готики является собор Шартский собор. Витражи его западных окон изображают сцены земной жизни Иисуса и его страдания.

В соборе в Пуатье на массивной аспиде находится витраж шестиметровой высоты «Распятие и Воскресение», созданный примерно в 1160 г., а с обеих сторон от него находятся витражные окна, повествующие об истории святых Петра и Павла.

Эти витражи в соборах, по сравнению с ранними храмами, имеют бледные оттенки красок в местах, где раньше была аскетичная белизна. Подробнее о витражах Шартрского собора.

Среди основных украшения Шартрского и других готических соборов особого внимания заслуживают окна-розетки. Эти витражи являются очень сложным произведением искусства – как в техническим, так и в символическом аспектах.

Такие витражи, наполовину символические и наполовину реальные, в те времена назывались «глазами небес». По своей форме окно-розетка было приближено к священному символу Вселенной – мандале.

Учитывая и то, что пропорции этих окон соблюдены по точному математическому расчету, их можно рассматривать как указатель пути к спасению и мудрости от Бога

Знаменитые витражные соборы

Большая часть готических соборов была завершена или заложена в первой половине XIIІ века. В условиях чистой готики проявили себя витражи собора Парижской Богоматери и собора в Кентербери.

Готические соборы имели конструкцию, при которой чередовались вертикальные шпили, остроконечные арки и ребристые своды. Появилась возможность не перегружать опорами верхние этажи соборов, сделав свет основным элементом интерьера.

Перейтите на страницу, посвященную витражам собора Парижской Богоматери, чтобы узнать о них больше.

Синтезу духовного и мирского способствовали соборные витражи, тщательно дозирующие свет внутри готических храмов.

  Рис. 2. Витраж в Кельнском соборе “Поклонение волхвов и пастухов”

С начала XIIІ века берет свое начало история Кельнского собора в Германии, основным украшением и главным источником света в котором являются огромные католические витражи, созданные в 1280 г.

Отлично сохранившийся витраж Кельнского собора – стеклянные панно, изображающие сцены из Старого и Нового Заветов.

В соборе находится и шедевр новой готики – прекраснейший в мировом искусстве витраж работы Стефана Лохнера «Поклонение волхвов и пастухов», изготовленный в 1848 году в честь 600-летия храма. Подробнее о витражах Кельнского собора – в тематической странице.

Источник: http://ArtUltra.ru/vitrazhi/izgotovlenie-vitrazhey/istoriya-vitrazhey/vitrazhi-v-soborah/

Об искусстве витража в эпоху готики

Витражи в соборах

Источник: pixabay.com 

Технику создания изображения из цветного стекла знали еще в Древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме. Но подлинного расцвета это искусство достигло лишь в Средние века. Признайтесь, кто из вас, очутившись внутри готического собора, не замирал в восхищении, глядя на прекрасные, будто бы парящие в солнечном свете, витражи?

В чем заключается уникальность витражного искусства?

Почему же в эпоху готики искусство витража (от лат. vitrum и фр.

vitre – стекло, монументальное произведение декоративного искусства из цветного стекла) достигло невероятных высот? Заметьте, такого размаха оно не видело ни до, ни после.

Вероятно, одна из основных причин расцвета витража связана с архитектурными новшествами: в эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные стены.

Так появилось пространство для огромных окон-витражей, практически полностью вытеснивших собой популярные в романское время стенные росписи.

Источник: pixabay.com

Есть на то и другие причины. В Средние века витраж, входящий в архитектурно-художественное объединение искусств, которое в полной мере воплотилось в пространстве собора, получил культовое значение.

Так, витраж перестал быть просто утилитарным и декоративным предметом, но поднялся до уровня символа, обозначая божественный свет, струящийся из обители Господа.

В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Где искать шедевральные витражи?

Готический стиль исторически возник во Франции, а первой постройкой в новом стиле считается базилика аббатства Сен Дени. Там же появились и первые готические витражи. Изображения, помещенные в медальоны, были лишены монументальности романского стиля и быстро завоевали популярность среди современников.

Из Франции готический стиль распространился по Англии и Германии. Повсеместно возводились соборы: Нотр-Дам де Пари, Кентерберийский и Буржский, собор в Сансе и Реймсе, Солсбери, Йорке и Линкольне.

Подлинной жемчужиной витражного искусства по праву считается Сен Шапель (Париж), двухэтажная капелла, сплошь состоящая из цветных стекол, между которыми вовсе не видно стен.

Как ни странно, в окнах готических соборов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и исторические события или повседневные занятия людей: труд ремесленников и земледельцев, охоту, пиры, рыцарские сражения. Встречаются и изображения вовсе фантастических созданий – драконов и единорогов.

Источник: pixabay.com

А знаете ли вы, что готические витражи, наравне с книжной миниатюрой, представляют собой живопись эпохи? Вы, наверное, подумаете, какая же тут живопись? Витраж составлялся из кусочков цветного стекла и больше был похож на мозаику. И всё же это так. Обратимся к технике его создания, которая со времен монаха Теофила, написавшего в XII веке первое руководство для витражистов, считается классической.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Основа для изготовления витража – это предварительный эскиз, написанный на деревянной доске, сначала цинком или оловом, а потом красной или черной краской.

Его переводили на бесцветное стекло, а затем само изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Стекло окрашивали с помощью красочных порошков – пигментов, которые добавляли в расплавленную массу.

И пусть в XII и XIII веках цветов было не так много (красный, зеленый, синий, фиолетовый), их можно было комбинировать и накладывать друг на друга, получая уникальные оттенки.

Так, например, известно, что в Шартрском соборе некоторые витражи получены наложением до двадцати семи стекол, как цветных, так и бесцветных. Рисунок, однако, составлялся не только посредством сложения цветных стеклянных кусочков, но и писался кистью в тех местах, где требовалось изобразить мелкие детали.

Когда ты провел краской линии на одежде, то рассей их кисточкой пошире, так чтобы стекло было прозрачным там, где ты привык в живописи видеть свет. Пусть одна и та же линия будет сначала жирной, потом тоньше и, наконец, совсем тонкой.

Тона меняются так, словно это три различные краски Так писал Теофил в своем трактате «Записка о разных искусствах». После росписи витражи обжигали в печи, в результате чего краски намертво вплавлялись в стекло.

Источник: pixabay.

com

В XIV веке витраж обогатился новыми оттенками, в первую очередь желтым цветом, вследствие изобретения новой техники покрытия стекла окислами серебра.

Вместе с тем число свинцовых перемычек между стеклами сократилось, за счет чего рисунок стал выглядеть более целостным.

Вы видите, к чему вели эти тенденции? Да-да, витражи все больше становились похожи на традиционную живопись, чтобы к началу эпохи Возрождения превратиться в настоящие картины на стекле.

Готические витражи вносят в пространство собора элемент сказки, чуда и таинства, а разве не это было целью их создателей? К сожалению, с окончанием готической эпохи витраж приходил в упадок. Вспомнили о нем только в начале XIX века – сначала англичанин У.

Моррис, вместе с членами движения «Искусств и ремесел» воссоздавший утерянную технику изготовления готических витражей. Постепенно интерес к витражу вернулся, и сегодня его производят даже крупные промышленные фирмы, такие как, например, ювелирный дом Тиффани.

Источник: pixabay.com

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/goticheskij-vitrazh-v-zapadnoj-evrope/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.