+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Сколько стоит современное жилище чукотского оленевода?

Содержание

Однако, дом: как живут люди в экстремальных условиях крайнего Севера и не жалуются

Сколько стоит современное жилище чукотского оленевода?

То, что мы называем «оранжевым уровнем опасности» из-за мороза минус 20, северные народы расценили бы как потепление.

Они привыкли жить в гораздо более суровых условиях без центрального отопления, горячей воды и капремонта. Просто они знают, как построить теплое жилье даже среди ледяной пустыни.

Сегодня мы расскажем о национальных домах народов Севера — чумах, ярангах и иглу, которые до сих пор используются местными жителями.

Увезу тебя я в тундру

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Это универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством, — ненцев, хантов, коми и энцев.

daypic.ru

По сути, это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Есть летний и зимний варианты чумов. Летом он накрывается корой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой же используют шкуры оленей, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры.

daypic.ru Как правило, чум оленеводов состоит из 20−40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.
daypic.ru

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами.

У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины.

На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Где чукча ждет рассвета?

Песня «Чукча в чуме ждет рассвета» будет правдивой только в том случае, если чукча приедет к ненцу в гости — на самом деле национальное жилище народов Чукотки — яранга. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча».

республика-саха-якутия.рф

Яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

basov-chukotka.livejournal.com

Яранга состоит из двух половин: полога и чоттагина.

Чоттагин — это хозяйственная часть яранги. Это холодное помещение яранги, зимой там температура такая же, как и на улице, разве что без ветра.

На противоположной от входа стенке при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами шерстью внутрь. Это полог — жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду, а в зимнее время и едят. Отапливается полог от жирника или керосинки.

Внутри полога. basov-chukotka.livejournal.com

Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду справляют тут же, в пологе, в специальную емкость.

В яранге может быть как один полог, так и два, и даже три. В пологе живет одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время ставится второй полог. Но со временем молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию, в этой части жилища почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.

basov-chukotka.livejournal.com

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.

basov-chukotka.livejournal.com Где же взять дрова для костра, если в тундре не растут деревья? Деревьев (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником.

Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные, их нарубают на маленькие полешки 10−15 см длины.

basov-chukotka.livejournal.com

Экономия и рациональность — главные критерии жизни оленевода.

Ледяной теплый дом эскимоса

Соседи чукчей — эскимосы — зимуют в «ледяных избушках», которые называются иглу. Это арктическое жилище, в котором можно выжить даже без отопления.

reference.com

Иглу представляют собой куполообразные постройки из снежных блоков. Обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3−4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков.

При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор.

Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.

turist.ee

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Несмотря на всю простоту, построить иглу своими руками не так-то легко. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1−2 часа.

А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике. В одиночку эскимос за 3−4 часа сооружает снежную хижину для всей своей семьи. Самая сильная пурга в хижине не слышна.

«Кирпичи» плотно срастаются, к тому же хижина смерзается от разогрева внутри.

turist.ee Внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают. Чем сильнее на улице мороз, тем более высокий нагрев может выдержать иглу изнутри. Ведь намокший снег теряет свои теплозащитные свойства и легче пропускает холод. Пробравшись сквозь толщу блока, мороз подмораживает начавшую таять внутреннюю поверхность стен, и температурное давление снаружи и изнутри уравновешивается.

А как под снегом дышится? Нормально. Ведь если вход в иглу устроен ниже уровня пола, то отток из нее тяжелого углекислого газа и приток взамен более легкого кислорода обеспечены. К тому же такое расположение входного отверстия не позволяет уходить из жилища теплому воздуху — он, как известно, легче холодного. Впрочем, для легкости дыхания в своде иглу пробивают вентиляционное отверстие.

busega.jimdo.com

Вообще, теплопроводность снежного купола мала, и плюсовую температуру в хижине поддержать легко, часто для этого достаточно тепла, выделяемого спящими людьми. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, поэтому в иглу достаточно сухо.

busega.jimdo.com

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники.

Источник: https://realty.tut.by/news/building/583172.html

15 фактов о чукчах, которые кажутся абсурдными, но являются правдой

Сколько стоит современное жилище чукотского оленевода?

Что делать, если друг начнет тонуть в море? Спасать его самостоятельно, звать на помощь, бросить ему доску или плавательный круг либо надеяться, что он сам выплывет? Чукчи точно знали: ничего делать не нужно. В море, по их поверьям, обитают духи, которые отвечают за переход в иной мир. И предпринимать какие-либо действия означает препятствовать могущественным существам.

Это лишь один из примеров того, как мышление чукчей отличается от нашего. AdMe.ru решил рассказать, чем еще поразительны их обычаи и поведение и что происходит в их жизни сейчас.

Предки чукчей заселили территорию Чукотки (Российская Федерация) на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. Сейчас численность этого народа немногим более 16 тыс. человек. Некоторые покинули прибрежные регионы Северного Ледовитого океана и расселились на территории России, Северной Америки и европейских стран.

Само слово «чукча» переводится как «богатый оленями», что не совсем отражает действительность: среди представителей этого народа было много и тех, кто занимался разведением этих животных, и тех, кто охотился на крупных млекопитающих. И те и другие называли себя «луораветлан», что означает «истинные люди».

Вот 15 любопытных фактов о луораветланах, которые откроют вам их жизнь с новой стороны.

1. Могли поменять пол по велению духов

© American Museum of Natural History / Wikimedia   © Dmitrijsh / Wikimedia  

По поверьям чукчей, духи обитают во всех предметах и явлениях. После достижения зрелости человек мог почувствовать в себе шаманские силы и под влиянием духов поменять пол. При этом чаще мужчины становились женщинами, а не наоборот.

«Превращенный» мужчина начинал носить женскую одежду и украшения. Менялось и поведение такого чукчи. Исследователь В.Г. Богораз отмечал, что если задать ему нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом. При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением.

К началу XX века этот обычай полностью изжил себя.

2. Жили в ярангах, которые переносили с места на место

© Leonst at uk.wikipedia / Wikimedia  

Чукчи селились в ярангах — невысоких палатках из кожи с отверстиями для вентиляции, которые затыкались мехом. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром.

Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада. Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни.

3. Могли назвать ребенка неприличным словом, но не знали мата

© East News  

Юрий Рытхэу в книге «Дорожный лексикон» отмечает, что детям давали имена, которые обозначали что угодно: явления природы, вещи, названия зверей, а также отражали надежды, которые возлагали на новорожденного, или обстоятельства его появления на свет. Имя было всего одно, поэтому когда чукчи начали получать паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу.

Иногда мальчика могли назвать словом, означающим мужской половой орган. Это не было оскорбительно: у чукчей не существовало табу на обнаженное тело или его отдельные части. Рытхэу вспоминает курьезный случай.

Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность. Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии.

С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней.

Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит.

Что касается ругательств, то их (в нашем понимании) чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож!» («Чекальван вальэгыт!»).

4. Женщины чукчей были весьма свободолюбивы

© National Ocean Service, NOAA / Wikimedia  

Развод всегда был делом простым, и примерно треть женщин чукчей разрывала семейные узы хотя бы раз в жизни. И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он (или она) уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов.

На них возлагалось множество обязанностей (от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом), и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье.

До начала XX века существовала традиция группового брака (в котором инициатива все-таки принадлежала женщине), но потом постепенно исчезла.

5. Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи

Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного.

Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный».

6. Одними из первых придумали детские подгузники

© avstraliavasin / Depositphotos  

Для защиты от холода матери так закутывали детей, что малыши были похожи на шары. А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности.

Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе.

7. Строго соблюдали семейную иерархию

© avstraliavasin / Depositphotos  

Глава семьи обладал неограниченной властью и распоряжался жизнью любого из своих родственников. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2–3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками.

В. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай.

8. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя

Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо (копальхен) и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя.

Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус.

Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия. Однако именно мясо оленей для них является наиболее здоровой и подходящей пищей.

9. Проявляли нечеловеческую выносливость и нечувствительность к холоду и голоду

Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе и, несмотря на сильный ветер и мороз, не выказывали никаких признаков неудовольствия. А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем.

Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы.

Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться.

Также чукчи проявляли удивительную выносливость: пастухи могли проводить по 2–3 суток без сна, а на охоту мужчины всегда отправлялись с небольшим запасом пищи. В случае неудачи охотники могли почти ничего не есть несколько суток, но не теряли проворства в преследовании добычи.

Однако временами даже железные организмы чукчей давали сбой. Так, молодая женщина, проведя весь день за шитьем, ночью стерегла стадо. А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу.

10. Пот чукчей не имел запаха

© Depositphotos  

Этнограф В. Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха.

Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок.

11. Обладали очень хорошим обонянием

Раньше взаимное обнюхивание заменяло этому народу поцелуи. Чукча-отец, оставляя семью, мог поцеловать жену, но чаще прикладывался носом к шейке своего малыша и втягивал запах его тела и одежды.

Более того, этнограф В.Г. Богораз упоминает, что в годы войн между чукчами и коряками, еще одним коренным населением прибрежных районов Северного Ледовитого океана, чукчи по запаху костей могли определить, кому они принадлежат: своим или врагам.

12. Пристрастились к алкоголю из-за изменений в питании

© Free Images   © Depositphotos  

У этого народа имеются те же ферменты, которые перерабатывают спирт, что и у нас: алкогольдегидрогеназа и альдегиддегидрогеназа. Просто они пьянеют даже от небольшого количества алкоголя.

А повальное пристрастие к спиртным напиткам возникло после перехода от традиционного рациона, в который входило большое количество мяса и животного жира, к углеводной пище.

Белково-липидное питание не способствовало накоплению гормонов стресса, а современный образ жизни, социальные проблемы и изменение диеты заставляет чукчей искать способ «повысить настроение».

13. Различали только 4 цвета

© Pexels  

Недостаток цветового разнообразия в окружающей природе привел к тому, что люди этого северного народа до начала XX века различали лишь несколько цветов: белый, черный, красный и серый. В мехе оленьих шкур (и только в нем) они также замечали желтоватый оттенок.

Все остальные цвета ими четко не различались. Фраза «цвет, подобный траве» могла означать зеленый, желтый и даже синий, а темно-синий оттенок они принимали за черный.

Сейчас чукчи свободно владеют русским языком и вместе с ним переняли и цветовосприятие.

14. У чукчей есть анекдоты про русских

Есть множество предположений о том, почему об этом народе столько анекдотов.

Возможно, всему виной забавное с точки зрения русскоязычного населения звучание слова «чукча» (хотя правильно оно произносится как «чаучу») или недостаток знаний о жителях севера, который позволяет поверить любой байке.

Несомненно, когда чукчи столкнулись с новыми для себя явлениями, предметами и продуктами, они реагировали, на наш взгляд, странно (хотя наше поведение на Крайнем Севере им, пожалуй, тоже показалось бы лишенным логики).

Любопытно, что и у чукчей есть анекдоты о русских. Немало сложено баек об украинцах, которых на Чукотке довольно много (согласно переписи населения 2010 года, 2 869 человек — почти в 2 раза больше, чем эскимосов).

15. Сейчас чукчи имеют высшее или среднее образование, но даже хорошо зарабатывая, не становятся богатыми

© East News  

Мало кто сейчас занимается традиционной деятельностью: охотой на морского зверя или разведением оленей. Всего на Чукотке в 2011–2015 годы было 800 оленеводов. Многие молодые чукчи переехали в другие части России или занимаются обычной работой: служат вахтерами, сотрудниками ЖКX.

Почти все чукчи живут в обычных домах с отоплением, а иногда и евроремонтом. Хотя большая часть жилищ уже находится в аварийном состоянии. Но завезти стройматериалы в города и поселки Чукотки слишком сложно.

Зато за время, пока губернатором был Роман Абрамович, в этих местах появилось несколько кинотеатров, школ и больниц, а сами дома были покрашены в яркие цвета, чтобы внести немного красок в скучный серо-белый пейзаж.

© Шабанов / Wikimedia  

В советские годы, когда образование для всех стало обязательным, детей отдавали учиться в школы-интернаты, так как школ в поселках Чукотки не было. Благодаря этому чукчи стали грамотными и сейчас почти все имеют среднее или высшее образование. В то же время дети видели семью только на каникулах, поэтому росли оторванными от традиционной культуры.

Многие из представителей народа бедны и вынуждены продавать оленину ниже себестоимости. Но есть и те, кто преуспел, обычно это охотники на морских млекопитающих.

У некоторых из них заработки доходят до 2–3 млн рублей в год, но это не делает их богатыми, поскольку чукчи привыкли делиться всем заработанным с родственниками: дядями, племянниками, двоюродными братьями — и часто угощают их, пока деньги не кончатся.

Какие поразительные традиции чукчей или других северных народов известны вам? Согласились бы вы попробовать сырое мясо или погостить пару дней в настоящей яранге?

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/15-faktov-o-chukchah-kotorye-kazhutsya-absurdnymi-no-yavlyayutsya-pravdoj-2184165/

Оленеводов для Чукотки будут обучать в соседней Якутии

Сколько стоит современное жилище чукотского оленевода?

АНАДЫРЬ, 17 февраля. /ТАСС/. Специалистов для работы в оленеводстве на Чукотке будут обучать в Якутии. Сейчас в этой отрасли в округе наблюдается дефицит кадров, сообщил ТАСС начальник управления сельского хозяйства, заместитель начальника департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотки Сергей Давидюк.

“Сегодня у нас дефицит кадров всех профессий в оленеводстве. Учитывая нормы нагрузки на одного оленевода, сегодня то количество оленей, которое есть в предприятиях округа, является оптимальным.

В ближайшее время в правительстве округа состоится совещание. В нем примут участие и представители Якутской сельскохозяйственной академии.

Они приедут с предложениями и типовыми договорами на целевое обучение специалистов для наших оленеводческих предприятий”, – рассказал Давидюк.

Он пояснил, что будущие специалисты оленеводческих предприятий (ветеринары, зоотехники) и оленеводы смогут по целевому принципу обучаться в Якутии и потом возвращаться для работы на Чукотку. Еще одно решение кадрового вопроса – профориентация будущих специалистов на предприятиях, где они в дальнейшем гарантированно могут получить работу.

“У нас есть соглашения с вузами с нашим колледжем, чтобы специалисты будущие профориентацию проходили на наших предприятиях. В частности, такие договоренности есть с Благовещенским университетом сельского хозяйства, с Омским ветеринарным университетом, чтобы оттуда приезжали сюда работники. Один студент благовещенский уже приехал”, – сообщил собеседник агентства.

Зарплата и жилье как стимул

Чтобы повысить престиж профессии оленевода правительством региона также принято решение об увеличении заработной платы работникам оленеводческих хозяйств на 30%, рассказал Давидюк.

“В прошлом году подняли заработную плату для всех оленеводов на 30%, также есть стимулирующие премии за качественное выполнение работы. Так, если раньше заработная плата оленевода составляла 24 тыс. рублей, то теперь она будет не менее 35 тыс. рублей. Это средняя”, – сказал собеседник агентства.

Еще одна проблема – это обеспечение оленеводов жильем в сельской местности. Так как строительство в отдаленных селах не ведется, чтобы выделять отдельные квартиры, приняты ряд льгот, в том числе компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, компенсация части средств на приобретение жилья, выплата единовременных и ежегодных пособий. Приезжим специалистам выплачиваются “подъемные”.

Основные потребители – местные жители

Основные потребители оленины на Чукотке – это государственные перерабатывающие предприятия округа – “Чукотоптторг” и пищекомбинат “Полярный”, которые реализуют продукцию на территории региона населению. Кроме того, все образовательные учреждения автономии используют оленину в рационе своих воспитанников.

При этом список выпускаемой из мяса оленей продукции довольно обширен – от тушенки до пельменей, всего около 40 видов полуфабрикатов.

По данным правительства Чукотки, на начало этого года поголовье оленей в округе составляет 155,16 тыс.. Есть незначительный спад по сравнению с прошлым годом, но он не критичен. Самые крупные предприятия – это “Чаунское” – 26 тыс. животных, “Пионер” – 19 тыс., “Амгуэма” – 18 тыс., “Канчалан” – 16 тыс. оленей.

Оленину в Европу

Чукотская оленина уже в ближайшие годы может попасть на европейский рынок так называемой органической еды, которая выращена в экологически чистых районах в естественной среде.

Власти региона ведут переговоры с рядом компаний из Финляндии, которые готовы поставлять чукотскую оленину в Евросоюз. Однако для этого, в первую очередь, необходимо будет надлежащим образом обустроить убойные пункты на территории округа.

Работа в этом направлении уже ведется, сообщил Давидюк.

“Работа по созданию убойных пунктов ведется в Чаунском районе. Такой будет открыт в районе города Певек. Также принято решение о реконструкции убойного пункта в селе Амгуэма”, – сообщил собеседник агентства.

Решается вопрос об оснащении убойных пунктов современным оборудованием. После этого будет проведена сертификация.

Одна из главных целей – добиться приведения убойных пунктов к европейским стандартам, чтобы в дальнейшем было возможно поставлять оленину с Чукотки Северным морским путем в ряд скандинавских стран.

Ранее губернатор округа Роман Копин заявлял, что ведется речь о создании в регионе совместного предприятия с участием Финляндии по производству оленины, и включении его в список резидентов Свободного порта Певек.

Слет оленеводов

Представители Норвегии, США и Финляндии могут принять участие в Слете оленеводов на Чукотке. “Эрак’ор-2017”, куда приглашены специалисты в области оленеводства из этих зарубежных стран, пройдет на Чукотке в начале марта, сообщили ТАСС в пресс-службе правительства региона.

“Региональная общественная организация “Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки”, по согласованию с правительством Чукотского автономного округа, направила приглашения для участия в Слёте оленеводов и ярмарке “Эрак’ор-2017″ международных специалистов в области оленеводства из Норвегии, Финляндии и США”, – сообщили в пресс-службе.

Информация о том, какие страны точно будут представлены на слете, станет известна позднее. В пресс-службе добавили, что планируется обсудить проблемы развития оленеводства в разных странах, поделиться опытом их решения.

Кроме того, в программе слета, местом которого станет национальное чукотское село Амгуэма, гонки на оленьих упряжках, выступление национальных коллективов.

Зрителям продемонстрируют чукотские обряды, которые проводится с соблюдением древних традиций.

Кроме того, гости праздника смогут побывать в яранге – жилище кочевых чукчей, а также отведать местную кухню, в том числе оленину – основное блюдо кочевников тундры.

Источник: https://tass.ru/v-strane/4031177

Традиционные жилища северных народов

Сколько стоит современное жилище чукотского оленевода?

Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…

Кочевники есть не только в африканских и аравийских пустынях (читайте статью: Бедуины и их «шерстяные дома»), но и на Крайнем Севере. Бедуины пасут верблюдов и коз, а северяне — оленей. Но образ жизни тех и других во многом схож.

И те, и другие перемещаются вслед за стадами на дальние расстояния, останавливаясь лишь на короткое время. Поэтому и жилища северян, равно как и других скотоводов-кочевников, замечательно приспособлены под их образ жизни.

Поговорим подробнее о том, где и как живут народы Севера.

Чум


В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.


Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.


Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.


Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.


Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.

После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.

Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга


Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.


В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе.

Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими  шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме.

То есть, чтобы наверху не скапливался снег.

Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.

В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.

Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.

Иглу

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум.

Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто.

Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы? 

Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.

Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.


Освещаются иглу сквозь ледяные стены.


Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось.

А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы.

К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали. 

Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.  


Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…


Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.  

Источник: https://journal.homemania.ru/article/tradicionnye-ilia-severnyx-narodov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.