+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Морилки, глейзы, патины и спецэффекты

Морилки и патины | Лаки краски

Морилки, глейзы, патины и спецэффекты

Морилки или байцы (от die Beize (нем.) — травильный раствор, краситель для древесины, морилка) издавна использовались при обработке древесины для ее окраски и облагораживания. Текстура древесины при этом не скрывается, а скорее, проявляется и выгодно подчеркивается.

Морилки для дерева

Морилки для дерева широко используются в промышленном и ремесленном производстве мебели для жилых комнат и кухонь, паркета и деревянных лестниц, межкомнатных дверей.

Морилки от компании Hesse позволяют достигать превосходных результатов тонирования древесины, и при этом возможно достижение различных эффектов морения, как например, подчеркивать рисунок годовых колец хвойных пород (позитивный эффект) и пор крупно-пористых пород древесины (рустикальный эффект), выравнивать разнооттеночность древесины.

Морилка водная

Морилка на водной основе – это давно зарекомендовавшие себя многообразием вариантов и исключительно простым применением продукты, которые не наносят вреда окружающей среде, так как основу их рецептуры составляет вода.

Возможна поставка составов для нанесения распылителем, кистью, валиком или методом погружения. В зависимости от вида древесины применяются различные системы, которые подчеркивают или варьируют натуральный вид дерева.

Также возможно с помощью системы смешивания морилок быстро приготовит необходимый цветовой оттенок.

Морилка неводная

Рецептуры морилок на неводной основе построены в основном на основе растворов светостойких красителей и тончайших дисперсий пигментов в органических растворителях, таких как спирты, сложные эфиры, кетоны и т.д.

Преимущество неводных морилок по сравнению с водными морилками заключается в коротком времени высыхания, превосходном увлажнении древесины и отсутствии шероховатости на подложке после нанесения.

Благодаря построению рецептуры на основе органических растворителей достигается полная совместимость с лаками на основе растворителей (на пример, полиуретановыми лаками) и, таким образом, отбайцованную поверхность возможно практически сразу лакировать.

Тонирование лаков на основе растворителя позволяет достигать блестящих лазурных тонов.

Для этого 2…4% ZD-концентрата добавляют к выбранному бесцветному нитроцеллюлозному или полиуретановому лаку и равномерно наносят на предварительно отгрунтованную и отшлифованную подложку.

Альтернативно могут быть использованы для оттенения/патинирования при античной отделке мебели и/или для выравнивания цветовых различий подложки.

Относительно простым способом выбрать требуемый цветовой ZD-концентрат является веер лазурных лаков.

Процедура выбора концентрата с помощью веера заключается в следующем: на соответствующую подложку прикладывается тонированная в необходимый цвет пленка веера. Данная процедура позволяет относительно точно представить вид подложки после нанесения лазурного лака. Кроме этого, возможно расширить выбор посредством комбинирования накладываемых цветных пленок.

Характерное изменение цвета, которое образуется спустя продолжительное время на картинах, скульптурах и других предметах, при отделке мебели и предметов внутреннего интерьера специально имитируется с помощью патинирующих составов для получения декоративных эффектов.

Патинирование (отделка с использованием патинирующих составов) используется при отделке мебели и предметов внутреннего интерьера из массива, шпона или МДФ с целью:

  • придания антикварного вида;
  • контрастирования текстуры дерева;
  • выделения цветом пор на изделиях из крупнопористых пород древесины;
  • оттенения кромок и других профильных деталей.

Обработанные патинирующими материалами изделия приобретают благородный «налет времени», становятся похожими на антикварные предметы и выглядят добротно и роскошно.

В большинстве случаев патинирующие составы наносятся распылением (как правило, «сухим факелом» — с увеличенной подачей воздуха и низким давлением) на любые предварительно отгрунтованные поверхности изделия. Расход вишбайца зависит от желаемого эффекта.

После этого, при необходимости, материал тщательно втирается в поры и впадины мягкой тканью или ватным тампоном. Излишки патины после соответствующей сушки убираются с основной поверхности с помощью шлифовальной губки или скотч-брайта. Затем поверх патины необходимо нанести слой прозрачного нитроцеллюлозного или полиуретанового лака.

При этом стандартная технология отделки с использованием патины выглядит следующим образом:

  • шлифование древесины (подготовка основы)
  • байц (если необходимо) наносится распылением, вальцами или окунанием (зависит от рецептуры и цикла отделки)
  • грунт (один или несколько слоев) наносится распылением или лаконаливом (зависит от рецептуры и цикла отделки)
  • промежуточное шлифование грунта
  • патинирующий состав
  • финишный лак с желаемой степенью блеска (один слой) наносится распылением или лаконаливом (зависит от рецептуры и цикла отделки)

Такова примерная последовательность операций отделки, однако, в зависимости от вида используемой патины, отделываемого изделия и желаемого результата данная технология может претерпевать различные изменения, в некоторых случаях даже значительных.

Одной из новых тенденций является технология патинирования мебельных фасадов, облицованных (ламинированных) материалами на основе ПВХ. Данная технология позволяет придавать относительно не дорогим изделиям роскошный и выразительный вид.

Источник: http://laki.moscow/2016/05/29/1323/

Журнал «Фабрика мебели» №4, 2010, стр. 58-61: Тонирование древесины

Морилки, глейзы, патины и спецэффекты

Тонирование – нередко наиболее ответственная и сложная технологическая операция при прозрачной отделке массива древесины или шпона. Тонирующий состав наносится непосредственно на древесину и, взаимодействуя с ней, дает разнообразные декоративные эффекты.

От этой операции в значительной степени зависят эстетические особенности изделий. В настоящее время существует большое разнообразие тонирующих составов, позволяющих достигать той или иной глубины цвета, прозрачности, получать различные цветовые текстуры поверхности, оригинальную «пестринку».

На высококонкурентном мебельном рынке России можно значительно увеличить спрос на продукцию, угадав, какая «пестринка» в моде.

Тонирование древесины имеет давнюю историю, было создано множество соответствующих способов и материалов, однако сегодня в промышленном производстве мебели и межкомнатных дверей широко применяются тонировки трех основных групп: морилки, бейцы, глейзы.

Морилки

Морилка – это материал, делающий древесину похожей на мореную, т. е. придающий оттенок самой древесин, пропитывающий ее волокна. После тонирования морилкой цвет древесины становится насыщенным, текстура – ярко выраженной.

Морилка не создает сплошной лаковой пленки на поверхности древесины. Такой тип тонирования традиционен для южноевропейской школы отделки древесины, в частности, итальянской.

Широко применяются морилки двух типов: подчеркивающие текстуру и выравнивающие (иногда употребляется термин «гармонизирующие»).

Подчеркивающие морилки – это классический тип морилок, обеспечивающий глубокое пропитывание. Такие морилки представляют собой растворы красителей и не содержат связующих, смол, предназначенных для фиксации красителей на древесине.

Растворенные красители проникают в древесину вместе с несущими растворителями и задерживаются в микрокапиллярах, микропустотах размером около сотых долей микрона.

Таким образом, подчеркивающие морилки обеспечивают объемную, а не поверхностную окраску древесины, без вуалирования текстуры, без сероватого оттенка, который иногда возникает при наличии в составе связующих смол.

Конечно, области текстуры древесины, имеющие большую впитывающую способность, ранние слои годичных колец впитывают больше морилки и приобретают более насыщенный цвет. Тон таких участков становится более темным. Подчеркивающие морилки проявляют не только структуру годовых колец, фладры, но и зрительно выделяют отдельные волокна на поверхности древесины.

При умеренном подчеркивании под шелковистым прозрачным лаком древесина с подчеркивающей морилкой может засиять внутренним светом. Наиболее естественно такое тонирование выглядит на породах, не имеющих ярко выраженной цветовой текстуры, например, на березе или на слабо впитывающих породах (дуб, ясень). Например, на рис.

1 показана отделка с применением подчеркивающей морилки TMM006 производства Renner Italia на березе, дубе и буке. Эффект подчеркивания текстуры в значительной степени зависит от разбавителя, который использован для разведения концентрата морилки до необходимой интенсивности цвета, и от техники нанесения морилки.

Разведение морилки медленным разбавителем, нанесение пневмораспылением слишком «мокрым» факелом, да еще на древесину с высокой впитывающей способностью может привести к чрезмерному подчеркиванию.

Нежелательным, как правило, считается так называемый негативный эффект, при котором изначально более светлые области ранней древесины годичных колец становятся более темными.

В России наибольший практический интерес представляют спирторазбавимые подчеркивающие морилки, однако водоразбавимые морилки также имеют определенную область применения. Это тонирование мебели в сборе, чаще всего стульев, методом окунания.

Этот метод по сравнению с пневмораспылением обеспечивает большую экономичность, равномерность и воспроизводимость тона.

Разведение морилки специальным водоразбавимым связующим позволяет достичь эффекта умеренного подчеркивания при отсутствии подтеков.

Выравнивающие (гармонизирующие) морилки – это тип тонирующих составов, при нанесении которых получается декоративный эффект, промежуточный между результатами применения подчеркивающих морилок и бейцев.

Окрашивание при использовании таких составов обеспечивается нерастворимыми пигментами, чешуйки которых не проникают вглубь древесины вместе с растворителями, а остаются в основном в поверхностном слое и фиксируются с помощью связующих смол, обязательно входящих в состав выравнивающих морилок.

В качестве связующих в спироторазбавимых морилках обычно используются НЦ-смолы. Тем не менее, морилки этого типа также не образуют сплошной лаковой пленки.

Как и в случае с подчеркивающими морилками, проявление или маскирование текстуры (ровняющий эффект) во многом зависит от скорости испарения разбавителя и техники нанесения морилки. Обычно выравнивающие морилки разводятся быстрыми разбавителями. Для максимального ровнения следует наносить такие морилки осушенным факелом.

На мебельных фасадах, изготовленных из нескольких деталей с разнонаправленными фладрами, применение выравнивающих морилок позволяет достичь уместного гармонизирующего эффекта.

Бейцы

В русской технической литературе бейцами принято называть тонирующие составы с большим количеством связующих, иногда их называют лак-морилками.

Бейцы позволяют достичь максимального ровняющего эффекта (называемого также эффектом пластика), конечно же, благодаря низкой прозрачности.

В состав бейцев входит гораздо больше связующих, чем в состав выравнивающих морилок, поэтому бейц растекается по поверхности древесины практически независимо от особенностей впитывания того или иного участка и создает сплошную, равномерно окрашенную лаковую пленку.

Эта пленка наилучшим образом скрывает и разнооттеночность элементов изделия. В России такой тип тонирования чаще всего применяется при отделке сосны, на которой трудно избежать негативного эффекта при нанесении первым слоем морилок.

Достоинством бейцев, кроме максимального ровняющего эффекта, также является достижение двух целей – тонирования и грунтования – за одно нанесение.

При нанесении бейцев на изделия с достаточно развитой фигурной поверхностью в местах, где натекает более толстый слой, могут появляться темные полосы. Поэтому иногда предпочтительно вместо бейцев применять выравнивающую морилку по шлифованному бесцветному грунту. В результате получается такой же эффект, как при использовании бейца, но без темных полос.

Глейзы

Глейз – это необычный тонирующий состав: по количеству связующих он похож на бейц, но результат его применения ближе к тому, что получается при использовании подчеркивающих морилок. С помощью глейза можно достичь своеобразного эффекта состаренной древесины с темными порами.

Подчеркивание пор оказывается более умеренным, чем после нанесения патины декапе, но они прорабатываются более равномерно. Для достижения подобного эффекта глейз после нанесения растирается вдоль текстуры древесины. При этом убираются излишки, а поры заполняются.

После растирки цветовая структура поверхности древесины обогащается, появляются разнообразные полутона, «пестринка».

Глейзы разводятся медленными разбавителями (сушка – 2–3 часа), для того чтобы обеспечить возможность растирки после нанесения. В качестве примера на рис.

4 показаны панели с нанесенными глейзами производства Renner Italia, спирторазбавимым и водоразбавимым.

Рассеянно-сосудистые породы приобретают «антикварный» вид, а на тангенциальных срезах кольцесосудистых пород графически подчеркиваются фладры.

Технологические примечания

В практике тонирования древесины при прозрачной отделке существует много способов неоднократного применения тонирующих составов в одной системе отделки.

Например, для получения максимального ровняющего эффекта на пестром дубе морилка наносится сначала на древесину, а затем на шлифованный бесцветный грунт.

При отделке таких сложных изделий, как стулья, которые трудно тонировать равномерно, морилка, наносившаяся на древесину, добавляется в лак (1–2%).

При нанесении на дуб методом пневмораспыления спирторазбавимых морилок трудно обеспечить полное окрашивание в глубине пор. Это особенно бросается в глаза, если тон темный. Водоразбавимые морилки проникают в поры гораздо лучше. Компромиссным вариантом может быть использование универсальной морилки, разводимой наполовину водой, наполовину спиртовыми разбавителями.

Современные тонирующие материалы позволяют получить любую желаемую степень проявления текстуры древесины – от полупрозрачного эффекта пластика до яркого подчеркивания. Производятся специальные связующие, обеспечивающие серийно воспроизводимое достижение необходимого декоративного эффекта (например, широко используются связующие RMM027, RYM021 производства Renner Italia).

Тонирующие составы для нанесения вальцами, особенно при последующей отделке материалами УФ-отверждения, – это особая, очень специфичная тема.

Александр Кузнецов

К списку статей

Источник: https://renner.ru/article/the-magazine-furniture-factory-no-4-2010-pp-58-61-toning-wood/

Несколько идей применения лепного декора

Морилки, глейзы, патины и спецэффекты

В этом мастер-классе предметом нашего «колдовства» будет лепнина, выполненная как из полиуретана. С помошью глейзов мы превратим ее в камень, дерево, состарим и добавим «старинного», стертого временем золота. Итак, начнем по порядку.

Глейз — это особенный тонирующий материал, близкий к морилкам, но имеющий также сходство с патинами. Глейз наносят распылением на древесную поверхность с последующей растиркой. В результате получается интересный декоративный эффект с лёгким общим тонированием и графическим подчёркиванием пористых участков.

Патина

Для создания эффекта патины (состарившегося от времени материала) берем глейз цвета Таире и равномерно наносим его на поверхность кисточкой (1). При этом среднюю часть карниза специально оставляем ничем не окрашенной (2).

Салфеткой ипи тряпочкой растушевываем неровности окраски (З), а также снимаем верхний слой краски (4). Таким образом, слой глейэа на выпуклых участках рельефа получился более тонким и светлым, а глубокие участки, наоборот, стал более темным, насыщенным.

Далее сильнее выделяем рельеф глейзом темного цвета Umber (5, 6). Затем жесткой кистью еще больше усиливаем эффект (7, 8).

«Грязный» камень

Более выразительно этот эффект смотрится на лепнине с крупным рельефом (9). Сначала берем глейз цвета Таире и кисточкой равномерно наносим его, стараясь как можно обильнее и тщательнее прокрасить всю поверхность (10).

Затем растушевываем сухой кистью (11), в идеале — несколькими сухими кистями, чтобы по всей площади получились естественные светлые штрихи (12). После этого местами внутри узора наносим темные пятна цветом Umber (13).

Растушевываем вновь, создавая мелкую текстуру (14), а далее по всему рельефу добавляем темные штрихи кистью, каждый раз снимая с нее излишки глейза (15). Еле касаемся поверхности, держа кисть перпендикулярно (16).

По прошествии 30 минут или после полного высыхания (чтобы полученный слой глейза не стирался), добавляем еще один штрих — бронзовый глейз, чтобы создать впечатление съершейся от времени краски. Для этого на кисть берем немного бронзы, кладем кисть на рельеф и аккуратно ведем, чтобы краска осталась только на верхушках (17). Долгожданный результат готов (18).

Позолота

Любой готовый рельеф легко позолотить. Для этого берем тонкую кисть, окунаем ее в золотой или серебряный глейз, затем снимаем его практически полностью, чтобы на кисти осталось минимальное количество. Кладем (!) кисть на рельеф плоскостью и медленно, аккуратно ведем, растягивая золото по верхушкам (19, 20). Так же поступаем и в случае сложного рельефа (21).

Старое дерево

Даже простой потолочный плинтус из пенопласта может превратится в старое дерево. Для этого сначала глейз наносим жесткой кистью, сильно нажимая на нее, растягивая состав по поверхности плинтуса. Таким образом сразу образуется структура, напоминающая дерево (22).

Если рука при этом дрожит, создается еще более реалистичный эффект (23). Взяв более темный глейз, рисуем яркие полосы. напоминающие древесный рисунок (24). Затем оставляем «дерево» на 30 минут чтобы глейз начал подсыхать, и чистой мягкой кистью растушевываем «рисунок» (25).

В результате полосы от кисти пропали, а вместо них ярче проявилась структура дерева.

Если нам хочется получить состаренное дерево, добавляем рисунок более темный, «грязный» (26) и снова спустя 30 минут растушевываем (27).

«Сучок» можно добавить круговым движением кисти с сильным нажимом (28).

Большую реалистичность и объем даст второй слой глейза более светлого тона (в нашем случае охристый зеленый). Равномерно наносим его и тонко-тонко растушевываем (29). Завершающий этап — нанесение глянцевого лака. Он «вытянет» цвет и сделает рисунок насыщенным, ярким и еще более объемным.

Малахит

Для превращения потолочного плинтуса из полиуретана в малахит равномерно наносим на него глейз зеленого цвета (30). Затем декоративным инструментом — тампоном, сделанным из кусочков кожи (31), создаем светлые прожилки (32), равномерно снимая глейз с поверхности и прикладывая инструмент каждый раз по-разному, чтобы избежать повторения «рисунка» (33).

Далее кистью расставляем акценты краской темно-зеленого (смешанного с черным) цвета (34). Еще раз проходим по всей поверхности декоративным тампоном, распределяя темные прожилки по поверхности (35). После этого рисуем перышком светлые тонкие прожилки (36, 37). Для этого глейз разводим водой, чтобы он легче тянулся за инструментом.

В завершение процесса снимаем побольше краски, аккуратно прикладывая к поверхности мятую бумагу (33).

По материалам журнала «Все для стройки и ремонта».

Источник: https://lepnoi-dom.ru/dekorirovanie-lepnini

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.