+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Метод QBQ — искусство правильно задавать вопросы

Содержание

КОУЧИНГ. Искусство задавать вопросы

Метод QBQ — искусство правильно задавать вопросы

Часто дают такое определение коучингу: «Коучинг – это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так.

Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков – это сердце коучинга.
Такие вопросы называют открытыми. Используются с целью сбора информации.

Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают множественные ответы. В противоположность им закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет».  Рассмотрим подробнее.

Закрытые вопросы. Используются на стадии проверки и подтверждения информации, резюмирование. Правильно ли я понял, что … так?
Задается с помощью интонации так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет».

Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам.

В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, поиск причин происходящего, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы.

Вопросы «зачем?» и «для чего? превращают проблемы в задачи и ориентируют на будущее решение.  С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?».

Закрытые вопросы                                               Открытые вопросы Вы уже пробовали поговорить с ней?                       Каким образом Вы пытались объяснить ей свои чувства? Можете ли Вы получить еще какой-то доход?           Как Вы могли бы удвоить свой доход?

Вам нравится эта работа?                                         Почему для Вас важна эта работа?

Можно «открыть» вопрос еще больше, используя множественное число: «Каковы могут быть способы?…», а можно даже еще больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов?…»

Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Люди часто оценивают ситуации категорично – либо хорошо, либо плохо; либо налево, либо направо. Однако между черным и белым всегда есть целый спектр градаций серого.

Поэтому мы можем пользоваться «шкалирующими» открытыми вопросами.

Например, на утверждение, что «данный подход не эффективен» можем спросить: «Какова, по Вашему мнению, эффективность данного подхода в процентах?» И затем: «Какие могли бы быть некоторые их лучших способов поднять эффективность до…?»

Другое призвание открытых вопросов – это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям.

Представьте себе классическую ситуацию русского богатыря, чешущего в затылке перед камнем на распутье трех дорог, на котором написано: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – денег лишишься, прямо пойдешь – с жизнью расстанешься».

Ключевым словом в вопросе будет слово «еще». «Что еще можно сделать?»
Сколько есть вариантов у вас? Прямо сейчас?

Вариантов, на самом деле, не три, а великое множество. Можно вернуться назад. Можно поехать вообще без дороги, по полю. Можно оставить коня слуге и пойти налево пешком. Можно построить воздушный шар и полететь. Можно воспользоваться какой-нибудь волшебной палочкой или ковром-самолетом.

Можно вообще никуда не ехать, а решить все вопросы, позвонив по сотовому телефону…

Это была ситуация, когда все из первоначально обозреваемых альтернатив неблагоприятны. Может быть и другая ситуация, когда каждая из альтернатив содержит в себе что-то привлекательное.

В таком случае можно задать вопрос: «Что еще можно сделать, чтобы получить и то, и то». То есть мы разрываем логику «или», переводя ее в логику «и».

Кажущиеся противоречия всегда можно разрешить, разнеся альтернативы, например:

Во времени: «Когда Вам важно получить первое? Когда Вам важно получить второе? Когда еще?»

В пространстве: «Где бы Вы хотели иметь первое? Где для Вас важно иметь второе? Почему для Вас это важно?»

По точке приложения: «Как еще Вы могли бы использовать свое чувство юмора, чтобы оно помогало строить Вам отношения с окружающими?»

Рекомендации при задавании вопросов

1.    Задавайте вопросы по одному.2.    Делайте паузы после вопросов.3.    Дождитесь ответа. Воздержитесь от своих ответов.4.    Слушайте внимательно (активно) клиента.

5.    Задавайте вопросы уверенным тоном голоса.

Успехов вам!

Полежаева Юлия

Источник: http://sorazvitie.ru/library/articles/coaching-nlp/kouching-iskusstvo-zadavat-voprosy

QBQ: искусство задавать правильные вопросы

Метод QBQ — искусство правильно задавать вопросы

Лариса Парфентьева

Правильно заданный вопрос — это 95% успеха. Джон Миллер — автор книги «5 принципов проактивного мышления» снова напоминает нам, насколько в этом искусстве может пригодиться эффективный метод QBQ. Этот метод позволяет научиться задавать правильные вопросы, не быть в состоянии жертвы, а получить контроль над ситуацией.

Так как задавать правильные вопросы?

Суть метода QBQ — задавать вопрос за вопросом. Что это значит? Столкнувшись с проблемой или попав в неприятную ситуацию, в сознании немедленно возникают вопросы из серии «Почему это происходит со мной?» и «Почему у других все получается, а у меня нет?».

Конечно, эти вопросы вполне естественны и понятны, но, направленные вовне, а не внутрь человека, их задающего, свидетельствуют о недостатке личной ответственности.

Только глубже изучив неправильные вопросы, можно найти лучшие варианты QBQ, например: что я могу сделать и как я могу помочь? Они переключают внимание на то, что мы можем сделать для того, чтобы повлиять на ситуацию. Невозможно переоценить отдачу от простого переключения!

QBQ — это лидерский инструмент развития личной ответственности на всех уровнях посредством постановки правильных вопросов и выбор правильного решения в нужный момент.

Простые правила

Инструменты помогают нам почти мгновенно добиваться наилучших результатов. Компании тратят миллионы долларов на «инструменты», под видом которых предлагаются стандартные мотивационные тренинги, общие фразы и модные фишки.

И что получается после начитки на тренингах, собраниях и семинарах? Приступая к работе, мы упираемся в «стену реальности». Мы думаем: «На тренинге рассказывали занятные вещи, но они не годятся для нашей ситуации», — другими словами, не имеют практической ценности.

Следовательно, эти идеи и методы сложно назвать инструментами.

Метод QBQ не таков. Его практичность доказана. При этом он довольно прост: достаточно выучить три простых правила формулирования вопросов и можно его применять.

1. Вопросы QBQ начинаются со слов «что», «как» или «каким образом», а не «почему», «когда» или «кто».

— Вопросы «почему» заставляют жаловаться и включают мышление жертвы: «Почему это происходит со мной?».

— Вопросы «когда» приводят к промедлению: «Когда же они свяжутся со мной?».

— Вопросы «кто» заставляют обвинять других: «Кто виноват?».

2. Вопросы QBQ содержат личное местоимение «я», а не «они», «мы» или «вы», потому что, как известно, изменить можно только себя.

3. Вопросы QBQ всегда во главу угла ставят поступки. Не стоит забывать об одной важной детали. Опираясь на эти правила, можно невзначай сформулировать и неправильные вопросы, например: как избежать ответственности или что можно сделать прямо сейчас, чтобы помешать всему отделу? Формально они соответствуют правилам, но абсолютно неконструктивны!

Личная ответственность

Личная ответственность означает способность прекратить обвинять других, жаловаться и откладывать на потом.

Оглядываясь в поисках виновного, стеная о несправедливости, совершенной по отношению к вам, откладывая свой вклад на неопределенное время, ожидая, что вашу работу выполнит за вас кто-то другой, вы забываете о личной ответственности.

Казалось бы, все это понимают, но никто не знает, как претворять этот принцип в жизнь. QBQ решает данную проблему и позволяет превратить стремление к ответственности в реальные и устойчивые изменения.

Главное — личная ответственность, — источник

Основополагающий принцип QBQ таков: Ответы содержатся в вопросах. Задавая правильные вопросы, мы получаем правильные ответы. Правила QBQ помогают формулировать правильные вопросы и избегать неправильных. Важно также помнить, что вопросы касаются лично нас, и только нас. QBQ — это инструмент самоуправления, предназначенный для того, чтобы переформатировать собственное мышление.

Ежедневно мы несчетное количество раз делаем выбор. И что же мы выбираем? Мысль, которая приходит в голову второй. На этот самый момент можно повлиять. Способность контролировать свои мысли может буквально перевернуть жизнь. Верный выбор, сделанный с помощью QBQ, полностью изменит ситуацию.

Неправильные вопросы или все-таки правильные?

Неправильные вопросы (НВ) — «почему?», «когда?» и «кто?» — заставляют притворяться жертвой, откладывать важные дела и поступки на потом и винить во всем других. Тогда как метод QBQ предлагает прекрасный способ научиться превращать вопросы в поступки. Давайте сравним НВ и вопросы по методу

Сделка сорвалась.

НВ: Когда же я добьюсь успеха?

QBQ: Как научиться лучше понимать своих клиентов?

Вы не получили повышения.

НВ: Почему это случилось со мной?

QBQ: Как мне отличиться на нынешней должности?

У ребенка трудности в школе.

НВ: Почему в этих школах все так непродуманно организовано?

QBQ: Как помочь ребенку добиться успеха?

Ваши подчиненные не справляются со своими обязанностями.

НВ: Почему они совсем не мотивированы?

QBQ: Как усовершенствовать свои навыки наставника?

Кто-то совершил ошибку.

НВ: Кто все испортил?

QBQ: Что можно сделать для решения проблемы?

Поразмыслите о том, как научиться делать верный выбор и задавать правильные вопросы. Подумайте, что произойдет, если вы откажетесь от обвинений других, мышления жертвы и прокрастинации. Представьте, как метод QBQ изменит вашу профессиональную и личную жизнь.

По материалам книги  «5 принципов проактивного мышления»

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2015/09/14/qbq-iskusstvo-zadavat-pravilnye-voprosy/

Искусство задавать вопросы

Метод QBQ — искусство правильно задавать вопросы

18 марта 2019

30731 просмотр

Меня всегда восхищали люди, берущие интервью. Как им удается задавать именно эти вопросы? Почему у них получается разговорить собеседника и вывести на темы и понимания, которых, казалось, у самого героя интервью еще пять минут назад не было?

Как и многие другие великие искусства, искусство задавания вопросов долгое время было недоступно моему пониманию.

Есть вопросы, которые задавать легко. «Кто взял мою любимую ручку и не положил на место?» «Кто удалил файлы с сервера?» «Почему до сих пор не почищена картошка?» «Ты где?»

Это реактивные вопросы. Они являются прямым следствием происходящих событий.

Совсем иное — проактивные вопросы. Вопросы, которые возникают, казалось бы, на пустом месте — из вакуума, их провоцируют не внешние события, а внутренние представления, или попытки разобраться в чем-то.

Это вопросы особого типа. Вопросы, позволяющие менять все вокруг.

Я долго шел к своему осознанию того, как работать с вопросами. Мне попадалось множество книг и методик, но они как-то не цепляли. Хотя, вру… зацепила мысль из книги Кениче Омае «Мышление стратега» — искусство стратегии состоит в способности задавать правильные вопросы. Но что значит «правильные вопросы»? Ответ на этот вопрос оставался скрыт. А пришел я к пониманию совершенно неожиданно.

Несколько лет назад я увлекся объясняющей визуализацией. Очень хотелось научиться более качественно доносить до окружающих те мысли и идеи, которые у меня возникали. В результате, было создано приложение «Объясняшки», и ко мне стали обращаться с просьбами помочь донести уже не мою мысль, а мысль другого человека. И тут возникла серьезная проблема.

Оказалось, что человек сам не в состоянии выразить собственную мысль коротко и ясно, а для меня его мысль — чужая, и я тоже не могу ее сформулировать. Дело не в визуализации, а в том, чтобы суметь понять и сформулировать идею так, чтобы она стала понятной.

Так в технологической цепочке создания объяснений возник этап «диагностики смыслов».

Долгое время «диагностика смыслов» оставалась искусством. Я проводил ее, опираясь исключительно на широту кругозора. Но это оставалось лично моим, а так хотелось сделать, чтобы все люди могли доносить свои идеи друг до друга.

Я пытался привлекать «крутых экспертов», чтобы они научили меня, как технологизировать процесс извлечения смыслов.

Однако, оказывалось, что либо я имею дело с человеком, который сам владеет искусством задавания вопросов, но не может ему научить, либо его вопросы не помогают формировать объяснения, либо он забрался в научные дебри так глубоко, что я просто не способен воспринимать идеи, выраженные в терминах, которыми привык оперировать уважаемый эксперт. В какой-то момент я перестаю понимать, есть ли смысл в том, что он говорит, либо это нагромождение терминов, единственная цель которых — меня запутать.

Между тем, со временем случилась интересная вещь. Я вдруг осознал, что у меня сформировалась стройная система, которую я использую как познавательный инструмент.

И эта система имеет ценность не только как часть процесса создания объяснений, но и как инструмент построения стратегии, инструмент формирования маркетинговых коммуникаций, инструмент терапии, в конце концов! А самое удивительное — эта система довольно проста, но, освоив ее, люди переключаются совершенно в иное качество восприятия реальности (как после таблетки Морфиуса в фильме «Матрица»).

В качестве базовой идеи я взял постулат, что в основе всего, созданного человеком лежит ИДЕЯ.

Колесо, стул, автомобиль, самолет, сигареты, бумага, зубочистка и так далее до бесконечности, все это создано не на пустом месте — всему была причина.

Когда учат предпринимательству, то главная трансформация, происходящая с человеком, состоит в том, что он начинает в проблемах видеть возможности. И в дальнейшем находит в мире открытые валентности, которые связывает в цепочки причин и следствий.

Для реализации идеи недостаточно наличия проблемы. Нужны изменения. А изменения требуют усилий. Для этого необходима мотивация и ресурсы. Воплощаясь, идея запускает новые изменения — последствия. Порождаются новые проблемы, требующие своих решений и так далее.

В каком-то смысле, мир, созданный человеком — это мир воплощенных идей — идеальный мир. Мысли материализуются в самом прямом смысле.

Анализ идеи состоит в том, что нужно понять ее предназначение — необходимость существования, как части чего-то большего.

Я пришел к пониманию, что слова «смысл», «миссия» и «предназначение» — это одно и то же. А вскрытие смысла состоит из трех осознаний:

  • осознание причин
  • осознание содержания изменений
  • осознание последствий

Для каждого из этих осознаний есть свои группы вопросов.

Осознание причин

Нужно представить себе мир до того, как нечто случилось. Проект не реализован. Продукт не выведен на рынок. Процесс не запущен. Регламент не внедрен.

Что там было? С какими проблемами сталкивались? Какие конфликты возникали? Межу кем и кем? Какой уровень претензий возникал? Кого устраивало сохранение статус-кво и почему? Кто заинтересован в изменениях и почему? Почему сохранение статус-кво не возможно? Как пытались решать проблемы и почему не удалось решить? Не менее двух способов. Какое событие может запустить изменение?

изменений

В чем суть идеи? Что необходимо изменить, чтобы снять существующие противоречия? Почему мы считаем, что противоречия будут устранены?

От кого и какие усилия потребуются для осуществления изменений? Что их мотивирует? Достаточно ли этой мотивации? Оно им надо? Кто будет противодействовать изменениям? Что делается для того, чтобы нейтрализовать сопротивление или превратить противников в союзников?

При каких условиях мы можем утверждать о необратимости изменений?

Осознание последствий

Последствия бывают двух видов: открывающие и закрывающие. Первые создают новые возможности, которые были не возможны до реализации данного проекта. Вторые закрывают — делают бесполезным нечто существующее сейчас.

Эти два вида последствий нужно рассмотреть в различных горизонтах. Что случится немедленно? Что случится в среднесрочной перспективе? Что случится в долгосрочной перспективе?

Три блока вопросов задают рамки — определяют контуры, требующие проработки. Вопросы возникают сами собой, когда начинаешь контуры наполнять содержанием. По ходу интервью важно не удовлетворяться простыми ответами, а пытаться докопаться до корней.

По моему опыту, люди очень хорошо осознают содержание изменений — что нужно сделать. А все остальное от них скрыто. Они не осознают ни причин, ни мотивов, ни последствий.

Вопросы позволяют увидеть картину целиком — осмыслить. Часто такое интервью вскрывает внутренние противоречия идеи. Показывает ее несостоятельность и необходимость дальнейшей проработки.

Практика задавания вопросов показала мне, что буквально за час у человека, который до этого год вынашивал свою идею, происходят значительные трансформации в ее осознании. Люди получают значительно больше, чем просто «продающий ролик». У идеи появляется глубина и форма, благодаря чему идея становится пригодной для отчуждения — может поселиться в голову к другим людям.

Помните, как в фильме «Начало», идея, которая стала твоей, начинает на тебя влиять.

Хочешь изменить мир — сделай, чтобы твоя идея стала общей.

Эта мысль очень проста — казалось бы, бери и применяй, но что-то мешает…

Оказывается, в нашем культурном коде заложены механизмы, препятствующие задаванию вопросов. Люди, задающие вопросы, воспринимаются скорее негативно, чем позитивно. Это «выскочки» или «умники», пытающиеся принизить и завалить «творца», пытающегося что-то изменить.

Вопросы задают преподаватели в школе, следователи, начальники, врачи. Опыт ответов на вопросы у нас ассоциируется, скорее со стрессом, чем с чем-то приятным и полезным. Люди подсознательно пытаются прекратить интервью как с одной, так и с другой стороны. Чтобы избежать неловкости и стресса от вопросов, я придумал игру «контакт с инопланетянами».

Суть игры в том, что участники интервью надевают на себя определенные роли. «Землянин», «Инопланетянин» и «Наблюдатель».

Роль инопланетянина ключевая — это существо из другой галактики.

Он ничего не знает о жизни на Земле, поэтому имеет полное моральное право задавать совершенно дурацкие вопросы, не опасаясь выглядеть дурачком.

Более того, хорошее исполнение роли инопланетянина предполагает, что нужно именно быть как чистый лист. Как показывает практика, чем большим дурачком является инопланетянин, тем больше от него пользы.

Наблюдатель не участвует в интервью активно, но его роль не менее важна. Он фиксирует ответы на концепт-карте. Особое внимание уделяет тому, какие вопросы вызвали сложности при объяснении, а какие привели к выходу на инсайты (озарения).

От участников интервью, вовлеченных в процесс, может многое ускользнуть. Наблюдатель не позволяет этому испариться. Также наблюдатель следит за тем, чтобы инопланетянин не учил жизни землянина, поскольку так недалеко до развязывания межзвездных войн.

Землянин — это автор проекта, эксперт, который хочет прокачать свою идею. Сделать ее простой и понятной для восприятия.

Каждый из участников изначально знакомится со структурой концепт-карты, но игра всякий раз развивается по индивидуальному сценарию. Чтобы удалось максимально полно осветить вопрос, игру проводим в три подхода. Приглашаем разных инопланетян и повторяем с начала.

Эффект поразителен. За 45 минут, землянин начинает очень четко формулировать свои идеи. Более того, эти же идеи может столь же четко сформулировать наблюдатель. Происходит чудо.

Освоение техники задавания вопросов коренным образом меняет жизнь. Все вокруг наполняется смыслом. Начинаешь видеть эти смыслы. А начав видеть, получаешь возможность их формировать.

Саморазвитие #Вопросы #Креативность #Самосовершенствование 

Источник: https://interesno.co/myself/1921fc6df336

Метод QBQ: действуй и побеждай

Метод QBQ — искусство правильно задавать вопросы

/ Саморазвитие

Вы недовольны обстоятельствами своей жизни? Откажитесь от стереотипов мышления и с помощью нескольких вопросов усилием воли направьте свою жизнь в нужное русло. Как это сделать, учит метод QBQ Джона Миллера. Оказывается, можно обращать критические ситуации себе на пользу и открывать в них возможности для развития.

Человек – то, что он выбирает

Причина всего, что с нами происходит, кроется в нас самих. Эта мысль не изобретение Джона Миллера, автора метода QBQ. В древности надпись: «Познай самого себя», – изменила жизнь Сократа. Он стал искать истину, задавая вопросы.

QBQ – Question Behind the Question (в переводе с английского: «вопрос за вопросом»), есть не что иное, как алгоритм постановки вопросов при решении жизненных задач.

Правильные вопросы заставляют человека брать ответственность на себя, меняют мировоззрение, приносят успех в жизни.

Негативные же реакции автоматически делают их автора жертвой обстоятельств, превращают жизнь в цепь неудач и поражений.

Научиться мыслить в манере QBQ – это в каждой трудности находить благоприятную возможность и владеть своей судьбой.

Какие вопросы нам ближе

Лучше всего жизненная позиция человека проявляется в критических ситуациях. Политики называют их проблемами, бизнесмены – вопросами, верующие люди – искушениями.

К примеру, работника неожиданно увольняют по сокращению штатов. Первая – самая естественная! – реакция состоит в серии вопросов:

  • Почему меня, а не другого?
  • Когда же закончится несправедливое отношение ко мне?
  • Кто ставит мне палки в колеса?

Так вот, эта первая защитная реакция и есть неправильные вопросы: они не дают выхода из ситуации.

«Почему?» – слово-жалоба пассивной жертвы, которую не любят, не понимают, обижают. Вина за ситуацию перекладывается на кого-то извне, а для себя выбирается позиция страдания.

«Когда?» – вопрос, который уже подразумевает, что не сейчас, а, значит, откладывает решение проблемы на завтра-послезавтра, позволяя себе быть пассивным и расслабленным сегодня.

«Кто?» – это поиски виновных, они должны почему-то решать наши проблемы. Все три вопроса вызывают в душе чувства осуждения и обиды, вражды, которые поглощают энергию действия: человек опускает руки и впадает в уныние. Но именно эти вопросы первыми рождаются в голове, потому что любить и понимать себя легче, чем объективно оценивать.

Суть метода QBQ заключается в том, чтобы, заметив наплыв негативных мыслей, усилием воли переключить своё сознание на правильные вопросы.

Их тоже три, они начинаются с других вопросительных слов и содержат местоимения только в первом лице.

  1. Что конкретно в этой ситуации я могу сделать?
  2. Как мне выйти из этого трудного положения, ведь выход есть!
  3. Каким образом эта проблема может улучшить, а не ухудшить мое положение?

Почему они правильные? Во-первых, они актуальны, т.к. сфокусированы на одной конкретной проблеме, требующей решения именно сегодня. Во-вторых, реальны, нацелены на изменение собственной личности, т.к.

изменить что-либо человек может только в себе. В-третьих, проясняют личную ответственность и не создают и иллюзий, что кто-то за нас все уладит: «Это моя проблема, решать её и отвечать за неё мне».

Только такая мобилизация личности на конструктивные действия приносит плоды.

Одно из основных положений метода QBQ утверждает: вопрос уже содержит ответ. Правильные вопросы – это путь к верным ответам и успешным действиям.

Они констатируют: данная ситуация себя исчерпала, необходимо рассмотреть все возможные (и, казалось бы, невозможные!) варианты действий и определить лучший.

С этой точки зрения стресс – вовсе не разрушительное для здоровья состояние, а готовность организма к усиленной работе. Сердце бьется, давление повышается, кровь приливает к голове: «Думай, решай, действуй!».

А вот бездействие в таком состоянии приводит к болезни.

У китайцев слово «кризис» образуют два иероглифа. Один из них означает «опасность», а другой – «благоприятную возможность». Какой из них выбрать, решает сам человек.

Проактивное мышление – путь к лидерству

Метод  Д.Миллера QBQ плодотворно работает, когда мы с негативных вопросов сознательно переключаемся на правильные.

Такая привычка формирует проактивное мышление: способность сознания управлять жизнью человека.

Противоположностью является реактивное мышление, делающее индивида пассивным объектом воздействия внешних обстоятельств. Пять правил – принципов QBQ определяют поведение носителя проактивного мышления.

  1. Обучение. «Век живи – век учись».

Жизнь постоянно меняется и то, что было эффективным вчера, начинает давать сбои сегодня. Пытаясь решить новые проблемы испытанными средствами, можно попасть в ловушку своего опыта, который вдруг стал неэффективным.

Вовремя отказаться от старого и освоить инновации – залог успеха в профессиональной деятельности. Злую шутку может сыграть и чужой опыт, если его слепо применять в своей практике.

Поэтому следующие вопросы являются постоянными спутниками активного человека:

  • Как наилучшим способом выполнить порученное мне дело?
  • Как использовать в работе знания, полученные мною недавно?
  1. Ответственность. «Если не я – то, кто же?»

Личная ответственность предполагает не только обычную исполнительность. Она требует иногда нестандартных поступков при форс-мажорных обстоятельствах.

Официанту иногда проще и эффективнее принести бутылку колы из магазина, если её нет в кафе, чем пререкаться с посетителем по поводу: «Меню читать надо!».

В первом случае проблема решается за счет взятия на себя дополнительных обязанностей, не стоящих особого труда. Во втором – кроме негатива нет ничего.

  1. Креативность. «Всё творчески, а иначе – зачем?»

Неожиданные решения, красивые ходы и непредвиденная экономия – это результаты творческого подхода к делу. Такой подход формируют вопросы:

  • Как в условиях сокращения ресурсов или времени, можно всё-таки получить прибыль?
  • Откуда взять информацию?
  • Как это можно сделать наилучшим способом?

Креативность – качество, способное украсить жизнь и себе, и людям.

  1. Служение. «Что ты отдал – то твоё».

Одним из мотивов нашей работы является зарплата: жить-то надо. Но это не исключает того, что наша работа адресована людям, поэтому её обязательным мотивом должно быть служение. Неправильными поэтому являются вопросы:

  • Почему я должен помогать посетителю, если это не входит в круг моих обязанностей?
  • Когда я дождусь благодарности за свой труд?

Ни одной проблемы они ещё не разрешили, но породили немало конфликтов и взаимных оскорблений. Метод QBQ рекомендует руководствоваться другими вопросами:

  • Как мне понять, что нужно этому человеку и наилучшим способом помочь ему?
  • Как мне самому стать терпимее и внимательнее?

Действия в этом русле беспроигрышны: даже без продвижения по должности и повышения зарплаты они дают авторитет и хорошее настроение. Но, по наблюдениям Д. Миллера, именно такие люди быстро продвигаются по служебной лестнице.

  1. Доверие. «Действуй смело – говори осторожно».

Атмосфера в коллективе целиком зависит от руководителя. Внимательный шеф после двух-трех ответственных поручений может определить цену каждого сотрудника. Поэтому бесполезны и вредны вопросы типа:

  • Кто мне скажет правду о коллективе?
  • Почему подчиненные такие недоверчивые?

Попав во власть сплетен, пересудов, заушных разговоров, можно разрушить даже самый сплоченный коллектив. Правильные вопросы будут совсем другими:

  • Что я могу сделать, чтобы улучшить атмосферу в коллективе?
  • Как пробудить положительные эмоции у сотрудников?
  • Каким образом мне вызвать доверие среди подчиненных?

Только отключившись от негатива, можно создать работоспособную команду единомышленников.

Таким образом, проактивное мышление формирует в человеке качества лидера – личности, способной управлять своей жизнью, справляться с кризисными обстоятельствами, использовать их как новые возможности для успеха в любой сфере жизни. Лидер – это не должность; лидер – это способ мышления. Применяя метод QBQ, человек учится ответственности, начинает рассуждать и поступать, как лидер.

Как выбросить мусор из головы

Путь к новой успешной жизни человеку могут преграждать горы «мусора»: мыслей, идей. привычек, стереотипов поведения. Д.Миллер, объясняя, как работает его метод, разложил этот мусор по «контейнерам».

  1. Перенос. «Соринка в чужом глазу».

Очень часто мы совершаем перенос конструктивной критики с себя на ближних. Человек забывает, что единственный, кого он может изменить – это он сам. И если он берется решать чужие проблемы, то никогда не изменит свою жизнь к лучшему.

  1. Ожидания. «Я так и знал!»

Очень вредно, начиная какое-либо дело твердить, что всё равно ничего не получится. Негативные ожидания имеют тенденцию сбываться, потому что мы сами не верим в успех дела. Выход из положения – задать правильный вопрос: «Как мне из этого дела получить максимум пользы?». И сделать всё возможное.

Вредно также психологическое ожидание похвал, наград, льгот, повышений. Человек, находящийся в поиске новых решений и свежей информации, не ищет поощрений, они находят его сами.

Методика «вопрос за вопросом» эффективна не только в сфере делового общения, её можно применять в педагогике, о чем Джон и Карен Миллер рассказывают в книге «Правила счастливых семей». Главное условие успеха этой методики: прочитал? – приступай к действию!

Источник: https://kladvsebe.ru/samorazvitie/metod-qbq.html

Метод вопросов QBQ для решения проблем из книги 5 принципов проактивного мышления

Метод QBQ — искусство правильно задавать вопросы

5 принципов проактивного мышления от Джона Миллера. В своей книге Джон Миллер изложил метод QBQ или «вопрос за вопросом» для самостоятельного решения проблем. Согласно этому методу человек задает себе последовательно QBQ вопросы в противовес НВ — неправильным вопросам. Кратко познакомиться с методом «вопрос за вопросом» я предлагаю в этой статье.

Суть метода QBQ для решения проблем

Метод QBQ  от английской аббревиатуры QBQ — the Question Behind the Question предлагает последователь задавать самому себе правильные вопросы, которые приведут к решению любой проблемы.

Суть метода QBQ — задавать вопрос за вопросом.

Что это значит? Столкнувшись с проблемой или попав в неприятную ситуацию, в сознании немедленно возникают вопросы из серии «Почему это происходит со мной?» и «Почему у других все получается, а у меня нет?».

Конечно, эти вопросы вполне естественны и понятны, но, направленные вовне, а не внутрь человека, их задающего, свидетельствуют о недостатке личной ответственности. Только глубже изучив неправильные вопросы, можно найти лучшие варианты QBQ, например: что я могу сделать и как я могу помочь?

Каков вопрос, таково и решение

Они переключают внимание на то, что мы можем сделать для того, чтобы повлиять на ситуацию. Невозможно переоценить отдачу от простого переключения! 

3 простых правила формулирования вопросов QBQ

Метод QBQ для формулирования вопросов, решающих проблему очень хороший инструмент, его практичность  абсолютно доказана.

Вопросы QBQ для саморазвития

При этом он довольно прост: достаточно выучить три простых правила формулирования вопросов и можно его применять.

1. Вопросы QBQ начинаются со слов «что», «как» или «каким образом», а не «почему», «когда» или «кто».

– Вопросы «почему» заставляют жаловаться и включают мышление жертвы: «Почему это происходит со мной?».

– Вопросы «когда» приводят к промедлению: «Когда же они свяжутся со  мной?».

– Вопросы «кто» заставляют обвинять других: «Кто виноват?».

2. Вопросы QBQ содержат личное местоимение «я», а не «они», «мы» или «вы», потому что, как известно, изменить можно только себя.

3. Вопросы QBQ всегда во главу угла ставят поступки.

Не стоит забывать об одной важной детали. Опираясь на эти правила, можно невзначай сформулировать и неправильные вопросы, например: как избежать ответственности или что можно сделать прямо сейчас, чтобы помешать решить проблему? Формально они соответствуют правилам, но абсолютно не конструктивны!

Правильные (QBQ) и неправильные вопросы (НВ)

Неправильные вопросы (НВ) — «почему?», «когда?» и «кто?» — заставляют притворяться жертвой, откладывать важные дела и поступки на потом и винить во всем других. 

Тогда как метод QBQ (правильные вопросы)предлагает прекрасный способ научиться превращать вопросы в поступки.

Давайте сравним НВ и вопросы по методу QBQ. 

Сделка сорвалась.
НВ: Когда же я добьюсь успеха?
QBQ: Как научиться лучше понимать своих клиентов?

Вы не получили повышения.
НВ: Почему это случилось со мной?
QBQ: Как мне отличиться на нынешней должности?

У ребенка трудности в школе.
НВ: Почему в этих школах все так непродуманно организовано?
QBQ: Как помочь ребенку добиться успеха?

Ваши подчиненные не  справляются со  своими обязанностями.
НВ: Почему они совсем не мотивированы?
QBQ: Как усовершенствовать свои навыки наставника?

Кто-то совершил ошибку.
НВ: Кто все испортил?
QBQ: Что можно сделать для решения проблемы?

Подумайте, что произойдет, если вы откажетесь от обвинений других, мышления жертвы и прокрастинации. Представьте, как метод QBQ изменит вашу профессиональную и личную жизнь.

Книга «5 принципов проактивного мышления» про ответственность

Книга, которую написал Джон Миллер и которую представило нам издательство МИФ «5 принципов проактивного мышления» говорит о 5 принципах решения проблем, главный из которых — ответственность!

Быть ответственным в решении своей проблемы — это умение отвечать на правильные вопросы.

Причем отвечать поступками и действиями.

Нажмите на ссылку под обложкой книги, чтобы узнать ее подробное содержание!

Обложка книги Джона Миллера «5 принципов проактивного мышления»

5 принципов проактивного мышления скачать

Мы не берем на себя ответственность, когда задаем неправильные вопросы (НВ):

  • Когда уже об этом кто-нибудь позаботится?
  • Кто виноват?
  • Почему ничего не меняется к лучшему?
  • Кто четко объяснит мне мои обязанности?
  • Почему здесь все друг на друга сваливают?

Мы берем на себя ответственность, когда задаем правильные вопросы, или QBQ:

  • Как я могу решить проблему?
  • Каким образом я могу посодействовать?
  • Как помочь компании преуспеть?
  • Что мне сделать, чтобы расширить свое влияние?
  • Как избавиться от желания обвинять других?

Нужно брать на себя ответственность, когда у нас возникают проблемы, когда все идет не так, кто-то совершает ошибки. А проблемы нужно решать.

Конечно, мы больше не называем их проблемами. Мы именуем их «возможностями», трудностями» и «ситуациями». Иногда нам кажется, что мы погребены под грузом сложнейших задач. Но, как их ни называй, они остаются проблемами.

Руководствуясь принципом ответственности, мы приобретаем замечательные выгоды, потому что только так можно найти решение.

Поделитесь методом QBQ в социальной сети!

Источник: http://PsymanBlog.ru/samoterapiya-soznaniya/5-principov-proaktivnogo-myshleniya-metod-qbq-i-dzhon-miller/

Курс

Метод QBQ — искусство правильно задавать вопросы

Цели тренинга — получение знаний и навыков, необходимых критически мыслящему человеку для выживания в быстро меняющемся мире:

  • освоение вопрошания (умения задавать вопросы) как философского инструмента постижения окружающей реальности (прояснения и уточнения ситуаций, снижения неопределённости, сбора информации, исследования: допущений, обоснований, доказательств, выводов и следствий);
  • развитие навыков уместного задавания вопросов, поu001fвышение эффективности вопросов;
  • отработка навыков выбора необходимого типа вопросов адекватного контексту общения (дискуссии).

Программа тренинга

Общение как система:

  • Умение задавать вопросы — один из коммуникативных навыков.
  • Что такое правильный вопрос?
  • Значение вопросов в постижении действительности.

Типология вопрошания:

  • Герменевтическое (понимающее) вопрошание.
  • Диалектическое вопрошание.
  • Погружающее вопрошание.
  • Расширяющее вопрошание.
  • Запутывающее вопрошание.
  • Усиливающее вопрошание.
  • Целенаправленное вопрошание.
  • Обучающее вопрошание.
  • Свободное вопрошание.
  • Пара и метаязык при вопрошании.

Вопрошание как инструмент прояснения ситуации, снижения неопределённости:

  • Свойства вопросов, относящиеся к их содержанию, форме, цели.
  • Технология креативного мышления “5W и H” (Почему, Что, Где, Когда, Кто и Как).
  • Подходы Деминга — Пять “зачем?” (почему) при целеполагании.
  • Предмет и объект исследования. Отличие сути вопроса на примере Зачем, Почему, и т.д.
  • Техника постановки вопросов методом “Воронка”. Типы вопросов (открытые, закрытые, альтернативные).

Вопрошание как инструмент влияния (убеждения, аргументации):

  • Общая логика построения дискуссии, спора, общения.
  • Эмоциональная подстройка, речевые шаблоны.

Таксономия Сократовых вопросов:

  • вопросы прояснения (уточнения),
  • вопросы для исследования допущений,
  • вопросы для исследования обоснований и доказательств,
  • вопросы о точках зрения или ракурсах,
  • вопросы для исследования выводов и следствий,
  • вопросы о вопросе.

Эго состояния (подход Берна) и предпочитаемые типы вопросов, Я, Ты, Мы, Вы высказывания.

Упражнения:

  1. Тренируем формулирование вопросов (при заданном типе вопроса).
  2. Учимся заготавливать вопросы — (выбираем уместный тип вопроса).

Что я могу получить от обучения?

В процессе обучения на курсе можно будет отслеживать следующие приращения:

  • повысится настойчивость в достижении целей, в том числе, исследовательских;
  • усилится потребность быть правдивыми по отношению к собственному рассуждению и держаться строгих стандартов, при отборе фактов и доказательств;
  • придёт понимание и принятие ограниченности собственной картины мира;
  • появится убеждённость, что надо делать собственные умозаключения, развивая свои собственные рациональные способности;
  • вырастет интеллектуальная смелость, в том числе готовность справедливо оценивать чужие идеи и различные точки зрения;
  • повысится готовность встать на позицию других;
  • повысится готовность принимать различные точки зрения и оценивать их независимо от собственных чувств и интересов.

Как мне повысить эффективность обучения?

В начале курса мы помогаем вам прояснить ориентиры и мотивы вашего обучения, личные смыслы в различных сферах жизни, и увязать в единое непротиворечивое целое.

При этом каждый участник оценивает свои сильные и слабые стороны и формулирует для себя цели обучения на курсе.

Выполнение заданий на занятиях и дома, активность в интернет-конференции, изучение раздаточных материалов существенно влияют на результаты обучения.

Зачем мне следует выстроить ориентиры своего обучения?

Целенаправленность обучения придаст силы и позволит с интересом и радостью осваивать новые знания и навыки.

На кого ориентирован данный курс?

Данный курс ориентирован на выпускников и студентов бизнес-школ, на тех, кто желает найти новые смыслы в жизни или просто стать более эффективным, успешным в какой-либо жизненной сфере.

Чем отличается процесс обучения на курсе от привычного учебного процесса?

Занятия на курсе и неформальное общение с единомышленниками — это ваше пространство для личного развития. На занятиях мы вместе создаём атмосферу доверия и взаимопомощи.

Что даст мне такая форма обучения?

В доброжелательной атмосфере открываются новые возможности:

  • возможность рассуждать, и смело высказывать свои идеи, не боясь ошибиться;
  • вы будете услышаны и получите конструктивную обратную связь;
  • общение с интересными людьми позволит вам существенно обогатить собственную картину мира и поставить новые цели;
  • вы разовьёте умение учиться, то есть целенаправленно работать над собой.

Какие книги мне полезно читать для более успешного обучения на курсе?

При разработке курса, мы опирались на следующие работы:

  1. С.И. Поварнин “Искусство спора”;
  2. Л.С. Выготский “Мышление и речь”;
  3. П.Я. Гальперин “Лекции по психологии”;
  4. Г. Альтшуллер, И. Верткин “Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности”;
  5. В.Г. Масленников, А.Г. Теслинов “Теория и практика диалектического мышления”;
  6. В.К. Тарасов “Искусство управленческой борьбы”;
  7. Платон “Избранные диалоги”;
  8. Сунь-Цзы “Искусство войны”;
  9. Э. Берн “Игры, в которые играют люди”;
  10. П. Билунд, К. Кристиансен “Игры, в которые не играют успешные люди”;
  11. Дэвид Кейрси “Пожалуйста, пойми меня”;
  12. Отто Крегер, Дженет Тьюсон “Типы людей”;
  13. Джозеф О”Коннор, Иан Макдермотт “Искусство системного мышления”;
  14. Роберт Чалдини “Психология влияния”;
  15. Роберт Дилтс “Фокусы языка”;
  16. Нил Рекхэм “Продажи по методу SPIN”.

Для весомого приращения знаний рекомендуем прочитать книги 1,4, 6, 8, 9, 10, 13.

Также, в раздаточных материалах вы получите статьи и главы из книг, которые помогут вам глубже разобраться с заявленными темами, а для пытливых студентов мы можем расширить список литературы.

курса

  1. Вводное занятие:
    • Что такое вопрос?
    • Свойства вопросов.
    • Правила построения вопросов.
    • Типовые ошибки при вопрошании.
    • Общая логика всех занятий.
  2. Термины, понятия и правила общения:
    • Типологии и классификации вопросов.
    • Построение карты обучения на курсе.
    • Общие подходы и правила общения.

    • Средства формальной логики.
    • Ошибки при задавании вопросов.
  3. Цели вопрошания:
    • Каков вопрос — таков ответ. Функции вопросов.
    • Типология ответов.
    • Риторические вопросы (ответы).
    • Какой может быть критика.
  4. Системное описание курса:
    • Системный подход к обработке информации.

    • Схема входов — выходов в вопрошании.
    • Вопросы — память — мышление.
    • Инструменты и техники, систематизирующие мышление.
  5. Вопросы как способ познания мира и себя:
    • Творческие вопросы.
    • Вопросы и мышление.
    • Верные (правильные) и неверные вопросы.
    • Мотив вопрошания.

  6. Вопрошание как процесс:
    • Сужающие и расширяющие вопросы.
    • Конвергентное и дивергентное мышление.
    • Оценочные, направляющие, уточняющие и вопросы интерпретации.
    • Почему, Почему и Зачем.
  7. Технологии вопрошания на практике:
    • Практические вопросы (взаимосвязь между теорией и практикой).
    • СПИН технология.

    • Схема вопросов в технологии.
    • Воронка вопросов.
  8. Технология вопрошания:
    • Три базовых этапа вопрошания.
    • Четыре направления исследования идей и мнений.
    • Схема взаимодействий и основные блоки (функциональный, индивидуальный, позиций).

  9. Психологические особенности участников общения:
    • Эго состояния общающихся при вопрошании.
    • Типы задач решаемых при общении.
    • Типология Майерс-Бриггс и её связь с вопрошанием.
    • Вопрошание как способ развития своих способностей.
  10. Вопрошание и принятие решений:
    • Типы задач (по ТРИЗ) и решений.

    • Методы принятия решения и типы используемых при этом вопросов.
  11. Вопросы при общении:
    • Искусство спора.
    • Схема взаимодействий и основные блоки.
    • Активное, поддерживающее и пассивное слушание.
    • Длинные вопросы.
    • Написание эссе.

  12. Способы личностного воздействия и противодействия:
    • Вопросы как вид влияния (аргументация, самопрезентация).
    • Вопросы как способ противостоять манипуляциям.
    • Написание эссе.

  13. Стратегии и тактики вопрошания:
    • Каким образом мы можем расширять “картину мира”?
    • Как умение задавать вопросы поможет нам стать успешнее?
    • Основополагающие и предметные вопросы.
    • Понимание адекватности выбранного типа вопросов и стратегии вопрошания.
    • Написание эссе.
  14. Общая рефлексия:
    • Чему мы научились.
    • Как развивать необходимые навыки?
    • Выполнение тестового задания.
    • Написание эссе.

Форма обучения

Очно-дистанционная. Курс состоит из 14-ти очных занятий с периодичностью 1 раз в месяц (одно занятие — это 2 дня — в пятницу с 19:00 до 22:00 и в субботу с 10:00 до 18:00).

Формы проведения очных занятий — чередование активных и пассивных стадий.

Методы обучения — разминки — психогимнастики, мини-лекции, дискуссии, отработка навыков — упражнения в парах, тройках, подгруппах, просмотр фрагментов фильмов и разбор реальных случаев из практики участников, ролевые игры и т.д.

Сроки обучения — с ноября 2012 года по декабрь 2013 года.

Методы обучения: мини-лекции, дискуссии, индивидуальные и групповые задания, ролевые игры, используются видео фрагменты для научения и отработки навыка, и т.д. Каждый участник получает комплект раздаточных материалов.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/iskusstvo_zadavat_voprosy/?date=53322

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.