+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Китайская пишущая машинка: анекдот, инженерный шедевр

Китайская пишущая машинка — анекдот, инженерный шедевр, символ

Китайская пишущая машинка: анекдот, инженерный шедевр

XX век начался для Поднебесной Империи паршиво. Изоляционизм привел к отставанию в промышленности, обнищанию населения, провалу в науке и технике.

К социальным, культурным и финансовым проблемам добавилась прикладная: технологии из стран с алфавитным письмом нужно было приспособить к сложнейшему китайскому языку.

При написании статьи использовались материалы и иллюстрации из книги “The Chinese Typewriter: A History” By Thomas S. Mullaney Это великолепная работа, показывающая связь техники, языка и общества.

Тысячи и тысячи иероглифов

Китайская письменность представляет собой иероглифическую систему записи, где каждый знак соответствует не только звуку, но и морфеме, слову или понятию. А сам иероглиф является комбинацией из нескольких более простых.

Например, иероглиф “доброта”, состоит из иероглифов “речь” и “баран” (не смеёмся, в Китае он олицетворяет невинность, доброту, благополучие).

Особенность в том, что исходный смысл может меняться или теряться, и для слова без графического соответствия, создаётся новый знак. В результате за пять тысяч лет их стало очень много: вышедшая в 1994 году энциклопедия Чжунхуа цзыхай содержит 85 568 иероглифов.

Естественно, большинство уже к XIX веку вышли из употребления и стали достоянием истории, но “всего лишь” 10-15 тысяч оставшихся создавали трудности, которых в странах с алфавитным письмом не было.

В 20-е годы прошлого века вокруг китайской письменности развернулась настоящая война: требовались доступные образовательные программы, но прийти к единому набору иероглифов не получалось.

Со стороны Коммунистической партии этим ответственным вопросом занимался молодой и перспективный активист, Мао Цзэдун.

Также шла напряжённая работа над новыми и удобными принципами классификации и каталогизации, так как созданная в XVIII веке система ключей Канси (в ней иероглифы распределялись по количеству черт основной части — ключа) безнадёжно устарела.

Реликт в мире алфавитов

В 1871 году мировая телеграфная сеть достигла Поднебесной: первые линии соединили Шанхай с Гонконгом и Нагасаки. Ёмкости азбуки Морзе было недостаточно, и иностранные специалисты создали дополнительные кодовые книги на 10000 записей: 6800 для распространённых иероглифов, а оставшиеся 3000 оставили для собственных сокращений между операторами.

Такое “сквозное шифрование” сильно усложняло работу: поиск по огромному фолианту занимал много времени, телеграммы выходили длиннее. К тому же сообщения на китайском языке считались зашифрованными, поэтому оплата шла по более дорогим тарифам. Ещё одной серьёзной проблемой было слабое распространение книг и газет. Пишущая машинка позволяла создавать тексты быстро и удобно, их было проще тиражировать. Кроме этого, она стала для своего времени символом прогресса и глобализации: появились модификации для разных европейских алфавитов, иврита, арабского языка. Так как Китай оказался не по зубам европейским и американским инженерам, ведущие производители объявили о невозможности создания пишущей машинки под иероглифическое письмо. Устройство стало предметом шуток и карикатур, а выражение “китайская пишущая машинка” стало синонимом абсурдной, сложной и отсталой технологии. Из-за всех этих сложностей появилось мнение, что китайская письменность — историческое недоразумение, которое давно пора заменить. Эту идею поддержали не все, и в первую очередь с ней были не согласны сами Дети Дракона.

Первый вариант

В 1888 году первый вариант пишущей машинки, работающий с китайскими иероглифами, сделал христианский проповедник Девелло Шеффилд. Он не придавал своему изобретению экономического значения, так как создавал его для личной переписки.

Оно ускоряло работу и устраняло промежуточное звено местных секретарей, которые иногда специально саботировали работу и искажали смысл письма. Шеффилд провёл частотный анализ и пришёл к выводу, что для работы необходимо от 4 до 6 тысяч знаков.

В итоге он взял 4662 иероглифа и расположил их на диске, разделённом на 30 концентрических кругов и 4 сектора. В первых трёх символы были разделены по частоте их использования: 726, 1386, 2550, а в последнем секторе дублировались 162 знака, необходимые в миссионерской работе.

Пишущая машинка Шеффилда обсуждалась в американских СМИ, в 1899 году о ней написал журнал Scientific American, но она так и осталась в единичном экземпляре и о ней быстро забыли.

Первые прототипы

В 1909 году в США на контрибуцию, полученную после Восстания Боксёров, запустили образовательную программу для китайских студентов — Boxer Indemnity Scholarship. Одним из студентов был Джоу Хокун. К проблеме модернизации китайского языка он подошёл с технической стороны и решил во что бы то ни стало создать китайскую пишущую машинку.

Мы никогда не предадим наш замечательный язык из-за тех, кто считает, будто письменность, не поддерживающую машинопись, необходимо заменить. Эта идея настолько отвратительна, что любые дальнейшие комментарии поставят ее наравне с другими, гораздо более важными проблемами. Инженер обязан проектировать под существующие условия, и не в его власти требовать их изменение под готовые устройства.

Прототип был создан к маю 1914 года, 3000 литер в нём располагались на цилиндре длиной 40 см и 15 см в диаметре, а на доске перед цилиндром была напечатана поисковая карта в соответствии с системой ключей Канси. Оператор находил на ней нужный символ, располагал над ним металлический указатель, который устанавливал цилиндр в положение для печати.

Параллельно Джоу свою пишущую машинку разрабатывал другой китайский студент, Ки Фуан. Его аппарат имел всего три механизма: возврат, пробел и клавишу ввода. Чтобы напечатать, оператор вращал цилиндр вручную, находил символ и нажимал клавишу ввода.

Патент

Ключевым отличием от изобретения Джоу было то, что к 4200 иероглифам он добавил 1327 радикала, из которых можно было набрать любой составной знак:

Таким образом, в китайской машинописи обозначилось два направления развития: печать иероглифа целиком и раздельная печать с помощью радикалов.

Первая серийная модель

В 1916 году Джоу возвращается в Китай, успешно презентует своё изобретение и заключает договор с шанхайской компанией Commercial Press. Но производство всё равно откладывается, так как пишущая машинка Джоу имела серьёзный недостаток: для полноценной деятельности 3000 символов оказывается слишком мало, а цилиндрическая матрица не позволяла увеличить их количество.

У Ки Фуана дела шли ещё хуже: в 1915 году, на своей первой презентации перед журналистами и генеральным консулом Китая он напечатал короткую записку в 100 знаков за… 2 часа.

Также из-за того, что он работал и продвигал своё изобретение в США, оно оказалось почти неизвестным в Китае.

В 1918 году Commercial Press разрывает отношения с Джоу, и за разработку китайской пишущей машинки берётся другой инженер, Шу Чангун. В 1919 году он получает патент.

Родной язык является пульсом страны. Если пульс остановился, то страна мертва.

Важным изменением стал лоток, заменивший цилиндр: литеры в нём не были закреплены, что позволяло менять их местами, создавать свои наборы. Дополнительно к 2500 иероглифам, в комплекте шло 5700 сменных литер, которые располагались в нижнем ящике. Лоток был разделён на три зоны: центральную для самых распространённых, и две боковые зоны для редких иероглифов.

несколько детальных фото из патента

Всего с 1917 по 1934 год Commercial Press продало порядка 2000 устройств, благодаря чем начала развиваться новая индустрия: стали открываться курсы обучения печати, первый китайский мультфильм был рекламным роликом пишущих машинок Commercial Press. Профессия машинистки была такой же престижной, как художника, спортсмена или ученого.

Японский вариант

В японском языке одновременно используются три системы письма: иероглифы китайского происхождения — кандзи, и две слоговые азбуки (каны) — хирагана и катакана.

Первую пишущую машинку для хираганы запатентовали в 1894 году, а для катаканы — в 1901. Каны позволили выйти на японский рынок западным производителям, а судьба кандзи находилась под вопросом.

Отказ от неё рассматривался как символический разрыв с технологическим и культурным отставанием от стран Запада.

Также как и в Китае, не все были согласны с отказом от собственного языка. В 1916 году Кёта Сугимото (№ 6 из 10 величайших изобретателей Японии) запатентовал свой вариант пишущей машинки для кандзи, а с 20-х годов начинается их серийное производство. Японские компании вышли на корейский и китайский рынки, а вопрос о конкуренции со стороны местных производителей решили по-самурайски просто: в 1932 году самолеты Императорской армии разбомбили промышленные районы Шанхая, в том числе здание Commercial Press. С помощью такого эффектного маркетингового хода японские производители стали доминировать на континентальном рынке. После поражения Японии во Второй Мировой Войне в Китае начинается массовый выпуск копий японских машинок, а в 1964 году начинается массовое производство “двух голубей” — титульной модели, которая стала основной пишущей машинкой коммунистического Китая.

Невозможная клавиатура

Несмотря на культурное и экономическое значение, китайская пишущая машинка уступала своим алфавитным коллегам: она была громоздкой и нужно было помнить расположение всех иероглифов. Решить это проблему смог учёный, философ и выдающийся китайский писатель, Линь Юйтан.

Получившееся устройство (MingKwai 明快:”яркий” и “быстро”) было скорее “поисково-пишущей машинкой” и позволяла напечатать 8352 знака. Используя их комбинации, можно было получить любой, даже самый редкий иероглиф. Конструкция напоминала двойную планетарную систему: по 29 символов располагалось на каждой грани печатающих восьмигранных стержней, объединённых по 6 штук в 6 вращающихся кластеров. Для удобства оператора через смотровое окошко на дополнительном вращающемся блоке меньшего размера можно было посмотреть выбираемые символы.
схема и внутреннее устройство

По нажатию одной из 36 верхних клавиш происходил выбор печатающего и информационного стержня, затем при нажатии одной из 28 средних клавиш лист бумаги ставился в положение для печати, а в смотровом окне выводилось восемь символов. Из них с помощью цифровых клавиш выбирался нужный иероглиф.

Чтобы обеспечить доступ к каждому из 8000 иероглифов, Линь объединил их по 8 и разработал новую систему классификации ключей: используя графическое сходство между ними (например, xin (忄) и mu (木)), Линь распределил их группами до 5 штук на клавишу. Кроме этого ему пришлось добавить собственные ключи, которых не было в традиционных системах классификации.

К сожалению, MingKwai появилась не в то время и оказалась никому не нужна: начав работать в начале 30-х годов, Линь создал прототип и получил патент только в 1947 году. Он вызвал интерес у IBM и Remington, но гражданская война в Китае, победа коммунистов, а затем и Корейская война начисто отбили желание у западных компаний выходить на китайский рынок.

Hello world!

Несмотря на то, что MingKwai оказалась забыта, работа Линь Юйтана оказалась востребованной уже после его смерти: ввод иероглифа по частям и вывод подходящих значений стал основой IME для ввода китайский символов, а разработанные им классификация иероглифов и распределение ключей использовались в первых англо-китайских клавиатурах для ПК, оставив многоклавишных монстров в истории:

Скрытый текст

А в начале XXI века появились научные работы, посвященные тому, что иероглифическое письмо развивает левое полушарие, а восприятие одного символа как комбинации нескольких составных частей идёт эффективнее, чем в алфавитное. Ну, собственно, кто бы сомневался, что письменность, развивавшаяся пять тысяч лет, может быть неэффективной =~_=

Источник: https://habr.com/post/410673/

8 пишущих машинок и их писателей

Китайская пишущая машинка: анекдот, инженерный шедевр

Работавший в детстве наборщиком в газете, Марк Твен купил пишущую машинку еще в 1874 году. Она была совсем не похожа на те, к которым мы привыкли: огромная тяжелая Sholes & Glidden Treadle Model (также известная как Remington No. 1) с ножной педалью (для перехода на новую строку) требовала к себе особого отношения и не подходила для переездов.

Сам Марк Твен в одном из писем хвастался, что стал, вероятно, первым писателем, который «использовал пишущую машинку в литературе», подразумевая «Приключения Тома Сойера» в 1876-м (набирала их, правда, машинистка). Но историки поправляют писателя: по всей видимости, первым его произведением, набранным на машинке (это был уже Remington No.

2), стала автобиографическая «Жизнь на Миссисипи» 1883 года.

Заявления Марка Твена о его пишущей машинке были использованы Remington в рекламе — и писателю пришлось отправить компании гневное письмо с просьбой больше так не делать.

Я надиктовывал машинистке раньше — но не автобиографию. Между тем и настоящим опытом большой перерыв — более 30 лет, почти что жизнь! За это время многое произошло и с пишущими машинками, и со всеми нами. Раньше они были диковиной, их владельцы — странными типами. Сейчас все ровно наоборот: удивление вызывают те, у кого машинки нет.

Запись в дневнике, 1904

Royal Quiet Deluxe

Эрнест Хемингуэй в разные годы работал за несколькими машинками: были у него и Corona Portable No. 3, и Underwood Noiseless Portable, и Halda Portable.

По воспоминаниям актрисы Авы Гарднер, писатель шутил, что пишущая машинка была его психотерапевтом — единственным, кому он мог открыться.

В свои поздние годы в Гаване Хемингуэй печатал на Royal Quiet Deluxe — стоя, держа ее на уровне груди.

Писать на самом деле очень просто. Ты просто садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью.

Приписывают Хемингуэю

Columbia Bar-Lock No. 10

В бытность военным корреспондентом на Русско-японской войне Лондон использовал Columbia Bar-Lock No. 10 — машинку необычного устройства с двумя клавиатурами, на которых находились разные символы. Литературные работы он доверял набирать своей второй жене Чармиан Киттредж, стенографистке и машинистке, которая пользовалась Remington Standard Typewriter No. 7.

Если бы пишущие машинки не изобрели к тому моменту, как я начал писать, сомневаюсь, что мир узнал бы о Джеке Лондоне: ни у кого не хватило бы терпения прочитать больше страницы моего письма.

Приписывается Джеку Лондону

Remington Home Portable No. 2

Первые рассказы Агата Кристи напечатала на принадлежавшей ее сестре машинке Empire. Позже Кристи, один из самых публикуемых авторов в мире, сама набирала свои детективы (прежде всего на Remington Home Portable No. 2, а также на Corona No.

3), пока осенью 1952 года не сломала запястье — и была вынуждена перейти к диктовке: она наговаривала романы, потом их набирал секретарь. Но Кристи скучала по работе за машинкой, отмечая, что она повлияла на произведения с художественной стороны.

Несомненно, что усилия, необходимые на написание или набор работ, позволяют мне держаться мысли.

Экономия слов, на мой взгляд, особенно важна для детективов: никому не хочется слышать одно и то же по три-четыре раза.

Но когда ты диктуешь на диктофон, возникает соблазн говорить одно и то же, лишь незначительно меняя формулировки. Конечно, ты можешь потом вырезать лишнее, но это раздражает и нарушает гладкое течение мысли.

Агата Кристи

Remington Home Portable

В отличие от многих писателей, Джордж Оруэлл был верен одной машинке — Remington Home Portable, на которой он набрал и «1984» (иногда по несколько раз переписывая целые главы).

Писатель, уже больной туберкулезом, был очень слаб, но неизменно много работал — в конце концов его состояние настолько ухудшилось, что его отправили на лечение в санаторий, где врачи силой отобрали у него машинку.

По возвращении домой он продолжил работу над заключительной версией романа — уже не вставая с постели, но неизменно куря сигарету за сигаретой.

В 1960-е, уже после смерти Оруэлла, его пишущая машинка оказалась в редакции андеграундного лондонского издания International Times, которому ее подарила вторая жена писателя Соня Оруэлл.

Royal Quiet Deluxe Portable

После завершения в 1952 году черновика «Казино „Рояль“» — первого романа из серии о Джеймсе Бонде — Флеминг приобрел покрытую золотом пишущую машинку Royal Quiet Deluxe Portable, на которой набрал большинство своих последующих сочинений.

В 1995 году она была продана на аукционе Christie’s в Лондоне за 56,2 тысячи фунтов стерлингов, став одной из самых дорогих в мире.

Примечательно, что, чтобы заполучить ее, Флеминг просил своего друга Ивара Брайса нарушить закон — привезти машинку контрабандой.

Не буду обременять тебя рассказами о том, зачем я покупаю эту машинку. Я окажусь перед тобой в большом долгу, если ты запихнешь ее в свой багаж, возможно, обернув в шубу и шляпу Джо.

Из письма Яна Флеминга Ивару Брайсу

Underwood 1930s Portable

Один из лидеров «разбитого поколения» Джек Керуак написал свой самый известный роман «На дороге» всего за три недели (поддерживая силы кофе, сигаретами и бензедрином) в апреле 1951 года, когда жил в квартире своей второй жены Джоан Хэверти на Манхэттене.

Печатал Керуак на заправленном в машинку рулоне бумаги без полей и деления на абзацы: так было быстрее (спонтанность стала в итоге одной из определяющих характеристик работ Керуака). Результатом работы оказался 36-метровый свиток с более чем 100 тысячами слов.

Один из самых едких отзывов на роман Керуака дал Трумен Капоте: «Он не писал, он просто печатал». На чем именно — неизвестно, но в дальнейшем писатель пользовался пишущей машинкой Underwood 1930s Portable.

IBM Selectric

Отношения Томпсона с пишущими машинками не были простыми. В одну он выстрелил из ружья; сидя за другой, застрелился сам (полиция извлекла из нее лист бумаги, на котором были дата — «22 февраля 05» — и слово «советник» (counselor); машинка по завещанию отошла другу писателя, певцу Бобу Дилану). Но именно перепечатывая на машинке чужие произведения, Томпсон оттачивал стиль.

Если набираешь чью-то работу, многое о ней узнаешь. Невероятно, но это как с музыкой. И, перепечатывая фрагменты из Фолкнера, Хемингуэя, Фицджеральда — писателей, которые очень сильно повлияли на меня и людей вокруг меня, — я, думаю, учился у лучших.

Хантер Томпсон

Читайте нас в , , , Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17338-8-pishushchikh-mashinok-i-ikh-pisateley

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.