+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Исторический интерьер: квартира-музей А. М. Васнецова

Содержание

Аполлинарий Васнецов. Музей и квартира

Исторический интерьер: квартира-музей А. М. Васнецова
doc_chaevЯ часто использую в постах работы А.М.Васнецова, поэтому мне было особенно интересно посетить его музей – квартиру. Аполлинарий Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово под Вяткой  в многодетной семье священника. Кроме него в семье было ещё пять братьев, среди которых знаменитый  Виктор Михайлович Васнецов , который был на 8 лет старше Аполлинария.

В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой.  Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки рисования. После окончания Духовного училища в 1872 году  по настоянию Виктора Васнецова он переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у брата, а также художников его круга.

Увлекшись народническими идеями,  Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народничестве и  в 1878 году  покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

Главной темой его творчества  стало воссоздание  образа Москвы,  древней русской столицы. Его по праву можно назвать первым  москвоведом.

С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников. В 1904 г. А.М.Васнецов  переехал в доходный дом в Фурманном переулке( дом № 6), где и прожил до самой смерти в 1933 г.

Квартира располагалась на третьем этаже и имела 5 комнат. Планировка  характерная для того времени – большинство комнат имели по две двери и пространство квартиры можно было трансформировать по ситуации. На фотографии – прихожая.

А это гостинная. На стене портреты жены художника – Екатерины Константиновны  и сына – Всеволода.

Кабинет А.М.Васнецова. Обращает на себя внимание карта Москвы на столе.

Это столовая. Наличие мольберта связано с тем, что в 1918 г. под давлением модернистски настроенных художников у Васнецова отобрали мастерскую, и он стал работать в столовой.

Обстановка и предметы в этих трех комнатах были бережно сохранены супругой художника Екатериной Константиновной, которая и жила здесь до 1947 г. вместе с семьей сына. В две другие комнаты подселили жильцов – две семьи. В 1956 г.

в результате хлопот Всеволода Аполлинарьевича и в связи со 100-летием художника жильцов отселили.  В трех больших комнатах устроили мемориальную квартиру, а в две маленькие переселился Всеволод Аполлинарьевич с семьей.

В  1986 году была отселена квартира, расположенная напротив на лестничной клетке, где была устроена экспозиция картин А.М.Васнецова.  Приказом Министерства культуры СССР музей А.М.Васнецова вошел в состав Всероссийского музейного объединения “Государственная Третьяковская галерея”.

Сын и невестка художника приняли решение завещать государству после своей смерти собрание живописи, графики, художественной мебели, семейный архив, библиотеку и предметы быта конца ХIХ – начала ХХ века.

Конечно, основные работы А.М.

Васнецова находятся в Третьяковке и в некоторых региональных музеях. Но и здесь есть, что посмотреть. Предлагаю небольшую экскурсию по залам.
На весь осмотр ушло не более часа.  Замечательно, что такие уголки бережно сохраняются.

?

|

doc_chaevВладение, на котором находится современный дом № 11 по улице Кузнецкий мост, в начале XVIII века состояло из нескольких участков, которые потом были объединены  и здесь были построены торговые лавки, вошедшие в состав современного здания. На протяжении десятелетий менялись хозяева, но ориентация на торговлю сохранялась. В  1880 г. владение  перешло к владельцу чугонолитейного производства,  Ф. К. Сан-Галли. По его  заказу  архитектор А. А. Мартынов соединил два существовавших ранее одноэтажных каменных строения остеклённым чугунным сводом и приспособил их для выставочных залов изделий Сан-Галли и для других магазинов.
Летом 1917 года здание было приобретено известным булочником Н. Д. Филипповым, который разместил здесь большую булочную и кафе «Питтореск». В оформлении кафе приняли участие многие известные художники:  Л. А. Бруни, А. А. Осмеркиным, Н. А. Удальцовой,  В. Е. Татлин.  В кафе была устроена эстрада, на которой выступали В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, в марте 1918 года В. Э. Мейерхольдом здесь была поставлена «Незнакомка» А. Блока.
После революции  кафе существовало недолго под названием «Красный петух», а потом использовалось в качестве конторского и торгового помещения. С 1930 года здание определили для проведения художественных выставок: до 1953 года здесь размещался Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства «Всекохудожник», а после его ликвидации и по нынешний день — Московский дом художника. В 1965 году фасад здания, выступающий на три метра за красную линию улицы, снесли, а само здание капитально перестроили и заново оформили в стиле конструктивизма. В былые годы я бывал в нем неоднократно.
В 2001 году по сохранившимся чертежам XIX века в здании были проведены реставрационные и отделочные работы под руководством архитектора А. Д. Студеникина, в ходе которых пассажу был возвращён дореволюционный вид.  Участники работ по восстановлению здания были признаны победителями конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры. В это обновленное здание я и отправился в эти выходные.
Сейчас в Московском доме художника  проходит выставка театральных художников.
Представлены  костюмы для фильмов и спектаклей. Эти для “Гамлета”
Эти по мотивам сказок А.С.Пушкина.
Макеты декораций. Мне это было особенно интересно, так как студентом я один год подрабатывал рабочим сцены.
Также много художественных работ. Некоторые я сфотографировал. Вот  работа Трофимова Ю.А. к мульфильму «Как тоску одолели».
Сальникова П.А. Эскиз к спектаклю «Сон в летнюю ночь».
Хопта А.В. Эскиз к кинофильму «Обломов».
Бакалина В.С. Сон Татьяны из «Евгения Онегина».
Лихачев В. «Необыкновенные приключения Серафимы».

Зотов А.С. Эскиз к фильму «Старая Москва».

Щедрова Е.Е. Эскиз к спектаклю «Пигмалион».
Харитонов В.Г. Эскиз декорации к спектаклю «Стихи судной ночи».

Гвоздева Е.В. Эскиз к спектаклю «Боудолино» по У.Эко.
Торопов Ю.А. Эскиз к спектаклю «Мария Стюарт».

Источник: https://doc-chaev.livejournal.com/54514.html

Зашёл в музей-квартиру А.М.Васнецова

Исторический интерьер: квартира-музей А. М. Васнецова
anothercitytushinetc
Самые культурные блогеры посетили Музей-квартиру А.М.Васнецова, являющуюся отделом Государственной Третьяковской галереи в Фурманном переулке,6 Это младший брат знаменитого художника Виктора Васнецова, известного своими картинами “Богатыри” и “Алёнушка”. Аполлинарий Михайлович остался в тени старшего брата.

А между тем, он прославился не только как художник, но и как историк Москвы, без которого не происходило ни одной археологической раскопки в столице в начале 20 века. Он тщательно зарисовывал быт старой Москвы, опираясь на данные этих раскопок
В этой квартире художник прожил 30 лет: с 1903 по 1930 годы. Въехал он в этот дом тогда, когда его только закончили строить.

До 1924 года Васнецов жил здесь с женой и сыном, а потом его “уплотнили” и это стало коммунальной квартирой. Здесь жило ещё две семьи. Художнику оставили только три комнаты.02. Гостиная. В гостиной вся мебель начала 19 века – русский ампирХудожник снимал эту квартиру за 50 рублей в месяц, так как до революции это был доходный дом.

После революции дом национализировали и квартиру оставили за художником.03.Гостиная предназначалась для приёмов. Аполлинарий Михайлович был человеком общительным. У него было много друзей среди художников, учёных и писателей. Сюда в гости приходил и пел Фёдор Шаляпин04.

На стенах висят картины как самого Васнецова, так и других художников, которые дарили ему свои произведения: Ледогорова, Поленова, Кувшинникова05.06. Рабочий кабинет А.М.Васнецова. Здесь он работал с документами. До уплотнения это была столовая. Сундук-подголовник 17 векаВообще художник любил собирать предметы старины и покупал многие из них на барахолках07.08.09.10.

Картина художника Михаила Нестерова11. Вещи А.М. Васнецова на столе. Все вещи подлинные. Это то, что хранилось в семье художника. Когда создавался музей, его сын всё передал государству12. Совершенно замечательный табурет13. Любимый “турецкий” диван Васнецова, на котором он отдыхалЭкспозиция открылась в 1965 году. Были открыты три комнаты.

А сын с женой продолжали жить в этой квартире14. Мастерская художника. “Крымский пейзаж” – незаконченная картина15. В 1996 году остальная часть архива была передана в музей и ещё две комнаты, в которых они проживали, тоже стали частью музея16. Облака. Этюды. Аполлинарий Михайлович очень любил рисовать облака17.18.

Сын художника – он был один из основоположников полярной гидрологии. Его супруга – морской биолог.19.20.21.22. Шкура белого медведя с Новой Земли23. Спальня24.25.26. Кухня27.Вторая часть музея находится в квартире рядом28. “Осень. Рябово. Вид из окна столовой”, 1919. В селе Рябово выросли братья Васнецовы.

Аполлинарий с детских лет любил рисовать и сохранилось окодло трёхсот его детских и юношеских рисунков. А любовь к искусству братьям передал их отец – сельский священник Михаил Васильевич ВаснецовАполлинарий в 1870-1871 годах брал уроки у художника Э.Андриолли, которого сослали в Вятку за участие в польском восстании 1863 года29. Портрет В.М.Васнецова работы А.М.

Васнецова, 1872Аполлинарий Михайлович увлекался декоративно-прикладным искусством. И вот в конце 19 века в Абрамцевских по его эскизам мастерских сделали совершенно замечательный дубовый буфет, а потом и столовый гарнитур из 18 предметов30.31. Слюдяные дверцы с изображениями птиц и животных32. А это доска, на которой Васнецов разводил краски.

Но так как он художник же, то и доска получилась как картина33. “Элегия”. Картина написана под впечатлением картины Арнольда Бёклина “Остров мёртвых”. Тогда от этого произведения были многие без ума, а Сергей Рахманинов написал одноимённую симфоническую поэмуВаснецов много путешествовал и из по мотивам своих путешествий написал множество картин34. “Псков.

Гремячья башня”, 1908Конец 19 века – это расцвет творчества Васнецова. В 1900 году ему дали звание академика живописи35. “Сумерки в Крыму. Новый Симеиз”36. “Собор Парижской Богоматери”, 1898. Интересен взгляд художника на собор. На картине он представляется достаточно угрюмым и зловещим36. “Гонцы.

Раннее утро в Кремле”, 1913Работы художника о Москве отличались хорошей научной подготовкой. Он изучал старинные вещи, карты. планы. Занимался археологическими раскопками. Был председателем комиссии “Старая Москва” с 1918 по 1929 год и активно защищал старую Москву от её разрушения новыми властями37. “Облака и золотые купола. Симонов монастырь”, 192038.

На основании раскопок и научных данных А.Васнецов создавал картины старой Москвы39. “Ахтырка (вблизи Абрамцева)”, 188040. Ещё часть мебельного гарнитура41. Посуда из собрания семьи А.М.Васнецова42. Личные вещи и находки художника41. “Шум старого парка”, 1926. Последняя работа художника в которой мы видим старого человека, вспоминающего свою молодость.

Заметны следы разрушений усадьбы. Но в усадьбе горит свет и девушка играет на пианино. Жизнь заканчивается – жизнь продолжается42. Экскурсовод Маргарита замечательно провела экскурсию для блогеровВ музее есть детские программы, проходят творческие вечера. Так что рекомендую идти сюда с детьми и водить школьные группы43.44.

Спасибо Татьяне Викторовне Гафар – начальнику службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи за помощь в организации экскурсии для блогеров

Спасибо grushenka, da_dmitriy, kagury, olga_sorokina за хорошую компанию

anothercityevge_chesnokov
В 1826 году француз Транкий Яр (Tranquille Yard) открыл свой ресторан в доме Шавана на Кузнецком мосту. Газета «Московские ведомости» сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах». Спустя десять лет названный по имени основателя ресторан «Яръ» переехал в Петровский парк, в деревянное одноэтажное здание на Петербургском шоссе.

Кто-то из гурманов подъезжал к «Яру» по шоссе, а кто-то по Старой Башиловке, ныне – улице Расковой, переименованной в 1943 году в память о Герое Советского Союза Марине Расковой. Лётчица была штурманом в экипаже самолёта «Родина», совершившего в 1938 году беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. В состав женского экипажа входили также Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. В годы Великой Отечественной войны Раскова участвовала в формировании женских авиационных полков и погибла при исполнении служебных обязанностей – во время перелёта на фронт.В 1922 году на пересечении с Нижней Масловкой образовалось предприятие, действующее и поныне. Сначала это был «Авиапоезд № 1» – передвижная мастерская, обеспечивающая ремонт и обслуживание авиационных двигателей в полевых условиях. Позже мастерские были реорганизованы в завод № 33 и перепрофилированы на производство топливорегулирующей аппаратуры. До начала Великой Отечественной войны завод оставался единственным предприятием, которое выпускало механические карбюраторы для всех отечественных самолетов, обеспечивая полный технологический цикл. Уже в эвакуации в Перми заводчане за четыре месяца восстановили промышленный ритм работы и внесли свой вклад в Победу, обеспечивая карбюраторами все авиационные двигатели, которые устанавливались на штурмовики Ил-2.В 1960-е годы предприятие переименовали в Московский Машиностроительный завод «Знамя Революции» и после реконструкции завод стал флагманом агрегатостроения Министерства авиационной промышленности СССР. В кризисные годы производство удержалось на плаву, сейчас МПО имени И.Румянцева производит широкий ассортимент агрегатов для авиации и газодобывающей промышленности. Фабрики и заводы стали строить в этом районе задолго до советской власти. Прежде здесь была Шорно-седельная фабрика Р.Циммермана и Керамический завод Абрамцево, принадлежащий Савве Мамонтову. В 1920-1930-е годы в доме № 34 была ещё и типография «Красный печатник». Так выглядит промзона со стороны улицы Правды.Два довоенных дома стоят напротив друг друга. Дом № 30 построен для сотрудников газеты «Правда» в 1937 году, дом № 23А вырос раньше, в 1930 году. Улица Расковой, № 20 – дом 1910 года постройкиУлица Расковой, № 16 – дом 1955 года постройки, фасад украшен лепниной с изображениями античных ваз. В доме № 13 находится общежитие циркового училища, которое в 1980-х годах оккупировали гастарбайтеры-вьетнамцы, в изобилии приглашаемые для работы на московских заводах, в первую очередь – на ЗИЛе. По соседству бывший детский сад № 452 с художественной оградой – на ней изображены персонажи советских мультфильмов, революционная символика и Мишка – талисман XXII Летних Олимпийских игр.Улица Расковой, № 10. Остальная жилая застройка улицы появилась в 1960-1980-е годы по типовым проектам.А вот и отель «Советский», в здание которого вписан легендарный ресторан «Яръ». Открыл рай для гурманов француз Транкий Яр, но затем заведение меняло хозяев и неоднократно перестраивалось. В июле 1896 года «Яръ» приобрёл бывший ярославский крестьянин, официант Алексей Судаков, выбившийся в люди своим умом и талантом. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Рядом с рестораном были построены дома для служащих. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты, один из которых получил название «Пушкинский» в память о поэте, написавшего строки:«Долго ль мне в тоске голоднойПост невольный соблюдатьИ телятиной холоднойТрюфли Яра поминать?»
Ресторан «Яръ». 1896-1900 гг.: https://pastvu.com/p/77888
Ресторан «Яръ». 1910 год: https://pastvu.com/p/77904«Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»! Эх, лошадей, брат, не жалей! Тройку ты запряг – не пару, Так вези, брат, поскорей!» – считается, что этот романс на стихи Бориса Андржиевского посвящён Судакову и исполнялся во время торжественного открытия нового здания ресторана.Заведение стало весьма популярным среди обеспеченной публики, не исключая артистическую богему. В «Яръ» захаживали литераторы Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт и Брюсов, певец Шаляпин, художники Левитан, Репин, Врубель, Серов и братья Васнецовы. В ресторане была предусмотрена императорская ложа, но Николай II «Яръ» не посещал, а вот Григорий Распутин бывал здесь не раз. Как и его будущий убийца – князь Феликс Юсупов.Посетителей «потчевали всякой снедью» в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, «Яръ» считался рестораном № 1 в России и Европе. Французские повара «Яра» готовили не хуже своих земляков на родине, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В «Яре» выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.
Пушкинский зал. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/15425
Зимний зал. 1909-1910 гг.: https://pastvu.com/p/68015
Летний зал. 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/77889Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям, – любой каприз за ваши деньги – делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы. Широкая русская душа требовала разгула. Среди нелепых пожеланий веселящихся купцов был «аквариум» – наполнение рояля водой до краёв и запуск в него рыбок. За отдельную плату олигархи могли запустить бутылкой в венецианское зеркало или вымазать официанту лицо горчицей. Однажды Савва Морозов нанял голытьбу сломать стену ресторации, а сам купец собирался въехать в зал на тройке вороных. Впрочем, его удалось отговорить от разрушений.Пролетарская революция пресекла лихие кутежи, ресторан был закрыт, а Алексей Судаков арестован. Некоторое время в период НЭПа в здании «Яра» ещё работал ресторан, а потом чревоугодников и сибаритов изгнали из гастрономического рая, разместив в его залах сначала кинотеатр, затем спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, студия «Межрабпом-Русь». В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П.Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П.Корин. Здесь обосновался Центральный дом Гражданского воздушного флота (Клуб лётчиков).
Дом лётчиков. 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/48100
Гостиница «Советская». 1954-1958 гг.: https://pastvu.com/p/662В 1952 году по распоряжению генерал-лейтенанта авиации Василия Сталина здание было ещё раз перестроено архитекторами Павлом Штеллером, Иосифом Ловейко и Виктором Лебедевым в стиле сталинского ампира и в нём открылась гостиница «Советская». При этом ресторан был встроен внутрь сталинки без потери исторической планировки. В этой гостинице младший сын вождя и проживал. Сейчас в его честь названы апартаменты № 301. В гостинице «Советская» останавливались многие зарубежные высокопоставленные гости, наносившие визиты в СССР. После распада СССР ресторану вернули историческое название «Яръ», но и гостинице «Советской» также родное название оставили. Причудливым образом здесь пересеклись две эпохи и лепные ангелочки соседствуют с пятиконечными звёздами.

В 1998 году началась реконструкция здания, возрождающая былую славу «Яра». В залах ресторана восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, включена люстра 1912 года.

Сейчас отель «Советский» – это элитный четырёхзвёздочный отель с национальным колоритом и на уровне западных стандартов. Современный адрес: Ленинградский проспект, д.32/2. Официальный сайт: http://yar-restaurant.

ru/

В старой Москве «Яръ» был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители, в конце XIX – начале XX веков в «Яре» работал хор Ильи Соколова, здесь исполняли романсы знаменитые цыганские певицы – Олимпиада Фёдорова (Пиша), а позднее – Варвара Панина (Васильева).

«Что за хор певал у «Яра»!Он был Пишей знаменит,Соколовского гитараДо сих пор в ушах звенит.Тройка мчится быстро к «Яру»,Сердце рвётся на простор,Чтоб забыться под гитару,Услыхав цыганский хор.

»В 1969 году в театрально-концертном зале гостиницы «Советская» и соседнем здании (кинотеатр «Победа» также постройки А.Эрихсона) разместился единственный в мире цыганский театр «Ромэн», основанный в 1931 году. Не одно десятилетие театр возглавляет Николай Сличенко, артист, режиссёр, педагог.

На фото: репетиция спектакля «Крейцерова соната», 2012 год (режиссёр Николай Дручек, в ролях Дмитрий Семак, Виктория Заболотная). В марте 2013 года молодой артист умер во сне, остановилось сердце. Ленинградский проспект, № 30, строение 1 – бывший доходный дом, находится на балансе театра «Ромэн».

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Page 3

Источник: https://anothercity.livejournal.com/1544461.html

Дом-музей Васнецова в Москве — погружение в русскую сказку

Исторический интерьер: квартира-музей А. М. Васнецова

В Москве расположено множество достопримечательностей, которые можно посетить с детьми. Дом-музей Васнецова – один из таких важных пунктов культурно-образовательной программы. Чем же интересен музей Васнецова, и кому стоит отправиться сюда в первую очередь?

Немного истории

Само здание было построено по эскизам В.М. Васнецова. Внешне дом напоминает сказочный русский терем, декорированный при помощи резьбы и рисунков на крыше. Именно здесь жил художник с 1894 по 1926 гг. Создатели музея постарались сохранить его атмосферу и удивительную обстановку. Попадая сюда, дети будто перемещаются в старую русскую сказку с печкой и гуслями на стене.

Ученые до сих пор не сходятся во мнении в том, кто же построил дом для Васнецова. По некоторым источникам архитектором был В.Н. Башкиров, а по другим М.В. Приемышев. После смерти великого русского художника в 1926 году, в доме продолжили жить его ближайшие родственники вплоть до 1953 года. После этого, родные В.М. Васнецова передали дом правительству для организации музея.

Дом-музей Виктора Васнецова просто удивляет

Многих туристов привлекает именно необычное здание самого музея, которое выглядит очень оригинально. Внешне музей похож на старую русскую избу, а деревянная постройка, за счет регулярных реконструкций, очень неплохо сохранилась.

Здание построено в стиле неоклассики с элементами модерна и представляет собой истинное выражение любви к национальному зодчеству.

Зеленая крыша дома виднеется издалека, а некоторые ее участки и вовсе покрыты причудливым национальным рисунком в стиле хохломы.

Увидев этот дом снаружи, можно подумать, что основной акцент сделан именно на внешнюю привлекательность здания, но это не так. Васнецов тщательно продумывал проект дома для того чтобы сделать его комфортным в плане проживания.

Как только посетители проходят вовнутрь, они понимают, что задумка создателя удалась на славу. Внешняя красота дома – это лишь прелюдия к удивительному внутреннему убранству и простору музея.

Экспонаты музея и впечатления от увиденного

Всего в музее расположено 24 тысячи экспонатов бытового характера.

Что же здесь могут увидеть посетители?

  • Уникальная мебель, характерная для середины XIX века, выполненная по эскизам самого В.М. Васнецова;
  • Бытовые предметы интерьера, такие как люстры, тарелки, самовар, печь и так далее;
  • Художественные произведения самого В.М. Васнецова, расположенные в его мастерской.

На самом деле, в этом доме интересно все, начиная от мебели, которая сохранилась в идеальном состоянии и заканчивая необычным дизайном помещения.

Например, всем посетителям музея запоминается большая, закругленная лестница, ведущая на второй этаж здания.

Самых маленьких посетителей непременно заинтересует огромная печь, расположенная посреди кухни, а также кольчуга, которая висит на лестнице.

Благодаря тому, что дом сохранился идеально, удается перенестись в атмосферу русских селений середины XIX века. Посреди современной Москвы расположился уголок старой, русской культуры, которая может только восхищать.

На первом этаже здания располагались комнаты членов семьи, а также общая, просторная столовая.

На втором этаже находится мастерская В.М. Васнецова, где он создал свои самые знаменитые полотна. В творчестве художника всегда прослеживалось преклонение перед русскими былинами и легендами.

Именно второй этаж здания представляет наибольшую ценность для посетителей, ведь здесь можно увидеть многие знаменитые картины художника.

В Москве очень много домов-музеев. Чтобы испытать комфортное времяпровождение, достаточно посетить музей Цветаевой в Москве. Помимо приятного и ухоженного интерьера, вы узнаете о периоде жизни великой поэтессы в этой квартире.

В музее Сергея Есенина, мы не только погружаемся в историю жизни поэта, но видим приятную для глаза обстановку.

Какие же знаменитые полотна русского художника здесь можно увидеть?

  • «Царевна-Несмеяна»;
  • «Ковер-Самолет»;
  • «Царевна-лягушка»;
  • «Бой Ивана Царевича с трехглавым змеем»;
  • «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем».

Создатели музея постарались сохранить историческую точность, разместив в мастерской художника именно те картины, которые он творил в период проживания в доме.

Кстати именно здесь художник закончил свое знаменитое полотно «Богатыри».

Посетив музей один раз, у человека останутся впечатления на долгие годы. Удивительная атмосфера, созданная Васнецовым практически самостоятельно, заставляет поверить в величину его творческого гения.

Почему стоит посетить дом-музей В.М. Васнецова?

На самом деле, существует сразу несколько причин, по которым непременно стоит посетить дом-музей В.М. Васнецова.

  • Возможность поближе познакомиться с творчеством художника, с тем местом, где он создавал свои великолепные полотна;
  • Для детей посещение такого музея станет возможностью развить свою собственную фантазию и на несколько минут погрузиться в сказку;
  • Дом-музей В.М. Васнецова дарит возможность чуть больше узнать о русской культуре конца XIX века, о быте простых людей и творческих единиц.

Кому-то приглянутся картины художника, а кто-то останется в восторге от уникального стиля здания, но равнодушным этот музей точно никто не покинет.

Адрес, режим работы и стоимость посещения

Дом-музей В.М. Васнецова расположился по адресу: переулок Васнецова дом 13. Благодаря яркой крыше и специфическому дизайну, здание можно найти без проблем.

Музей работает каждый день со среды по воскресенье. В понедельник и во вторник здесь выходной. Режим работы – с 10:00 до 17:00. Последний четверг каждого месяца является санитарным днем, и в этот день музей закрыт. Приобрести билет в кассе для посещения музея можно до 16:00.

Билет для взрослых будет стоить 200 рублей, а школьникам обойдется в 100 рублей. В музее В.М. Васнецова предусмотрена экскурсионная программа. Для детей и взрослых, посещающих музей группами до двадцати человек, такая программа будет стоить 3000 рублей + билеты на посещение музея. Сама экскурсионная программа продолжается 90 минут.

Многие туристы уверены, что такие дома-музеи предназначены только для посещения верными поклонниками писателей и художников. Однако усадьба Васнецова интересна именно тем, что художник сам продумывал дизайн дома, уделяя внимание каждой мелочи. Здесь все пропитано русским духом, и за счет этого, посещение превращается в настоящее путешествие в сказку.

Известно, что дети очень любят сказки. И стоит признать, что именно Александр Сергеевич был одним из лучших в этом жанре. Как взрослым, так и детям будет интересно посетить музей Пушкина на Пречистенке. Вас ждут удивительные экскурсии, рассказывающие о жизни писателя, а также чудесные спектакли, позволяющие на время забыть о бытовых проблемах.

А если вы ищите необычные музеи, то мы попытались разобраться, в каких стоит побывать, по адресу: http://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/neobychnye-muzei-moskvy-ot-interesnyh-do-neveroyatnyh.html

Источник: https://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/dom-muzej-vasnetsova-v-moskve-pogruzhenie-v-russkuyu-skazku.html

Дом-музей Васнецова в Москве ✮ Достопримечательности России 2019

Исторический интерьер: квартира-музей А. М. Васнецова

  • В доме, похожем на русский «терем», жил легендарный русский художник Виктор Васнецов, и сейчас там его музей.
  • Здание, одно из достопримечательностей Москвы, было построено по архитектурному проекту самого Васнецова.
  • В музее выставлено около 24 000 экспонатов, включая картины, предметы домашнего обихода, декоративно-прикладного искусства, открытки и фотографии.
  • Есть также произведения, созданные друзьями Виктора Васнецова, среди них работы Михаила Врубеля.
  • Вся важная информация о музее и экспонатах переведена на английский язык, возможно попасть на экскурсию с гидом

В тихом переулке возле Садового кольца расположен удивительный музей — дом легендарного мастера живописи, создателя «новорусского» стиля в искусстве Виктора Васнецова (1848–1926).

Это образцовый русский терем с резными наличниками-кокошниками, высокими островерхими шпилями, крышей-«бочкой», старинными воротами и деревянной калиткой.

На его фасаде и печи сохранен подлинный изразцовый фриз, а в экспозициях представлена уникальная коллекция из 24 тысяч экспонатов, включая цикл работ «Поэма семи сказок».

Виктор Васнецов и история дома-музея

В творчестве Васнецова отражено единство сказочных мотивов и остросовременной тематики, которая отвечала подъему патриотических чувств в начале XX века.

В течение жизни Виктор Васнецов создал целую серию картин, ставших национальными символами: «Три богатыря», «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван Царевич и серый волк», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Ковер-самолет».

Большинство из них было приобретено коллекционером Павлом Третьяковым и сейчас находится в Третьяковской галерее.

Последние картины Виктор Васнецов создал при советской власти в годы Гражданской войны. В конце жизни значение творчества художника было настолько велико, что советское правительство «простило» ему монархические убеждения и следование канонам православной веры и назначило персональную пенсию.

Виктор Васнецов построил дом по собственному проекту на свои средства. Для этого ему пришлось просить разрешения у московского губернатора, так как в целях пожарной безопасности деревянное строительство в столице было ограничено. В этом доме Васнецов жил и работал 30 лет.

Музей в доме Васнецова был открыт в 1953 году, а в 1986 году он стал филиалом Государственной Третьяковской галереи. Здесь собраны предметы быта и интерьера, характерные для XIX — начала XX веков. Многие из них были созданы по эскизам самого Виктора Васнецова.

Посещение музея позволит не только перенестись в русский дом конца XIX столетия, но и увидеть мир глазами гениального русского художника.

Экспозиция

Всего в музее хранится более 24 тысяч экспонатов: картины, предметы быта, декоративно-прикладное искусство, открытки, фотографии.

Хорошо сохранились интерьеры дома: можно увидеть спальню, столовую, личные комнаты членов семьи, мастерскую, гостиную.

Мебель для столовой и гостиной выполнена необычайно тщательно по рисункам Виктора Васнецова в абрамцевских и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также в вятской мастерской Аполлинария Васнецова, брата хозяина дома.

На втором этаже Васнецов выстроил просторную и естественно освещенную бревенчатую мастерскую.

В этом помещении сейчас выставлен цикл его картин «Поэма семи сказок»: «Царевна Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Баба-Яга», «Спящая царевна», «Сивка-Бурка», «Кащей Бессмертный».

Также можно увидеть другие работы художника на сказочные темы «Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем». В этой же мастерской Васнецов создал свои известнейшие работы «Царь Иван Васильевич Грозный» и «Богатыри».

В мемориальной экспозиции музея представлены многочисленные эскизы и авторские копии полотен художника.

Можно увидеть знаменитую работу «Иван-царевич и серый волк», эскизы для театральных постановок, декоративные проекты зданий, фамильные иконы, а также портретную галерею семьи художника, главное место в которой занимает портрет его жены Александры.

Представлено множество подлинных предметов, которых касалась рука Васнецова: мебель, кисти, палитры и мольберты, предметы быта XIX века. Почетное место в экспозиции отведено произведениям друзей Виктора Васнецова, среди которых особой интерес вызывают работы Михаила Врубеля – гения русского модерна.

© 2016-2019 moscovery.com

moscovery.com

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 7, средняя оценка: 4,71 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0/

Музей Аполлинария Васнецова в Москве. | Прогулки по России

Исторический интерьер: квартира-музей А. М. Васнецова

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

К.Ф. Юон

Дорога в музей А.Васнецова и немного истории

В марте 2017 года мы посетили музей Аполлинария Васнецова.На пути к музею

Он располагается в двух квартирах, находящихся на одной лестничной клетке. Первая – место экспозиции картин, этюдов, мебели, выполненной по рисункам художника, осмотр мы проводили самостоятельно.

По соседству находится квартира, в которой жил непосредственно уже сам Аполлинарий Васнецов. Туда нас провожала гид, поведавшая интересную информацию о художнике.

Нам пришлось подождать около часа, чтобы попасть во вторую квартиру, так как там проходила детская экскурсия.Билет в музей

Чтобы попасть внутрь здания, надо набрать на домофоне квартиру 22.

У входа в музей табличка

Семья Васнецовых снимала квартиру в этом доме. Это один из последних московских адресов, куда переехал художник в 1903 году.Лестница в доме (музей на 3-м этаже).Вид из окна подъезда квартиры Аполлинария Васнецова.

Первая квартира — залы экспозиции

У нас на слуху имя Виктора Васнецова, а вот его брата Аполлинария известно гораздо хуже. В историю А.Васнецов вошел как мастер лирического пейзажа и талантливый исследователь, запечатлевший архитектуру исторической Москвы, быт и нравы жителей.

Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и сегодня поражают своей достоверностью. Больше всего он любил науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения».

Даже показы своих картин на выставках художники часто сопровождал докладами.

Мы прошли в первую квартиру, в которой экспозиционная часть. Квартира отдана в 1984 году в пользование музея.

Зал «Родина»

В витрине портрет отца М.В.Васнецова и сохранившиеся предметы из дома Васнецовых в с.Рябово: чернильница, ручка, магнит. Здесь же гравюра «Село Рябово» работы А.М.Васнецова, медная доска и гравировальная игла.Экспозиция комнаты «Родина».

Кремль при Иоанне III.

Родился Аполлинарий Михайлович 7 августа 1856 года в Вятской губернии в семье сельского священника. Отец много времени тратил на воспитание и развитие детей. Он обращал внимание сыновей на красоту природы, рассказывал им о животных и птицах. Михаил Васильевич любил искусство и поощрял занятия детей.

В тринадцать лет мальчик остался сиротой. Он учился в духовном училище и брал уроки живописи у старшего брата и его друзей-художников. Юноша писал этюды с натуры, много рисовал. Целые дни проводил в полях, лесах, на реке, зарисовывая понравившиеся мотивы.Портрет отца Михаила Васнецова.

В Абрамцевских мастерских по эскизам Аполлинария Васнецова сделали дубовый буфет.Дубовый буфет, сделанный по эскизам А.Васнецова.

Фрагмент буфета

В 1918-1924гг. художник на основе детских рисунков создает серию акварелей «Моя Родина». Все девять работ этой серии выполнены в смешанной технике (уголь, фиксатив, акварель). А.Васнецов показал с.Рябово и его окрестности в разные времена года.Зал «Родина».

Начало мая. Рябово, 1918 год.Ахтырка. Вблизи Абрамцева, 1890 год.Наш дом. Рябово, 1919 год

Зал «Пейзаж» в музее А.Васнецова

Сумрачный день, 1919 год (Большая картина).

Это место Кушево на Среднем Урале. Художник много путешествовал (в музее имеется даже карта его путешествий) и делал зарисовки.Лес на горе Благодать, 1890 год

Аполлинарий Васнецов был в Крыму в Кучук-Ламбате и провел ночь на древнегреческом кладбище, слушая шум моря. Под этими впечатлениями и возникла картина.Элегия, 1893 годНовый Симеиз. Сумерки, 1906 год

В конце XIX века художник открывает новую страницу в искусстве — начинает изображать историческую Москву.Зал «Пейзаж».«Гонцы. Раннее утро в Кремле», 1913 год.

Эта картина Смутного времени XVII века. Нам неизвестна точная дата и событие, изображенное на картине. Но, скорее всего, Борис Годунов еще жив, а Дмитрий Самозванец уже собрал рать и движется на Москву. Гонцы несут тревожную новость. Зимнее утро. Город спит. Лишь птицы встрепенулись и взлетели от топота копыт. Художник показывает ряд домов характерных для того времени.

«Воспитывали меня как художника-пейзажиста мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.
«Дом бывшего Археологического общества на Берсеневской набережной»
1923 год.«Ротонда Миловида в Найденовском парке».Фрагмент картины «Облака и золотые купола. Симонов монастырь», 1920 год.«Башня Дуло и корпус Сушило. Симонов монастырь», 1927 год

Последняя картина художника, романтический грустный пейзаж. На переднем плане изображен седовласый старика, сидящий в глубоком раздумье. Ветер шумит листвой деревьев. Смеркается, во всем грусть уходящей жизни. Этим произведением, созданным в свое семидесятилетие, художник как бы подводит итог жизненного пути.«Шум старого парка», 1926 годФрагмент «Шум старого парка».Фото А.Васнецова.

Вторая квартира — место жительства художника

Следующий наш пункт назначения — непосредственно сама квартира художника. Ощущается, что это жилое место, в ней царит атмосфера того времени. В квартире мы осматривали три комнаты — кабинет, гостиную, мастерскую. На мольберте в мастерской — незаконченная картина.

Шкура белого медведя — результат поездок Всеволода Аполлинариевича в Арктику в исследовательских целях. В одном из путешествий медведица напала на него, ее пришлось убить. Сын художника был один из основоположников полярной гидрологии.

На диване сидит парижская кукла, такие находились во всех домах московской интеллигенции.

Шкура белого медведя, добытая сыном.

Сверху Крымские пейзажи Аполлинария Михайловича.

На столе фотографии сына и снохи А.Васнецова, очень красивая настольная лампа.

Спальня сына Аполлинария Васнецова

Гостиная комната в квартире А.Васнецова

Здесь бывал П.Третьяков, И.Бунин, К.Коровин, пел Ф.Шаляпин.
На стене портреты жены художника – Екатерины Константиновны и сына – Всеволода.

Семья Васнецовых.

Кабинет в квартире А.Васнецова

Он был не только художником, но и ученым, археологом, историком Москвы. Тут он готовил свои научные выступления.Кабинет Аполлинария Михайловича.

Вся мебель выполнена по его эскизам в неорусском стиле в Абрамцевских мастерских. Кресло очень тяжелое. Чтобы его не двигать, можно было просто перекинуть спинку с одной стороны на другую.

На заднем плане картина «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень», 1914 год.  Аполлинарий Михайлович отправился в Крым с сыном, где наблюдали затмение.

Художник писал этюды, из которых позже сложилась эта картина.

В углу располагается турецкий диванчик, на котором очень любил отдыхать художник. На нем его и застала смерть.Кабинет Аполлинария Васнецова.

Рядом находится картина «На погосте. Демьяново», 1917 год. Демьяново — усадьба В.И.Танеева, находящаяся под Клином. В настоящее время это филиал усадьбы П.И.Чайковского. Демьяново было самым любимым местом А.Васнецова.«На погосте. Демьяново», 1917 год.

Буфет выполнен в мастерских Троице-Сергиевой лавры.Буфет по эскизам А.Васнецова.

Столовая, мастерская в квартире Аполлинария Михайловича

Столовая, а позже мастерская художника. В 1918 году у Васнецова отобрали мастерскую, и он стал работать в столовой.

От столовой здесь остался стол-сороконожка, венские стулья, буфет. На столе стоит сундучок-изголовник VII века, с которым путешествовали. Внутрь складывали вещи. Художник любил собирать предметы старины и покупал многие из них на Сухаревской площади.М.В.Нестеров «Благовещение». Икона над столом.

«Ифигения в Тавриде», 1889 год — одна из любимых картин А.Васнецова. Написана на поэму И.В.Гете.

Под сень твоих колеблемых ветвей,
О древня, густолиственна дубрава,
Как в тихое святилище богини,
Еще поныне с трепетом вхожу,
Как бы впервые — и не может
Обжиться и обвыкнуть здесь мой дух.

Гёте И. В. Отрывок из «Ифигения в Тавриде».

«Ифигения в Тавриде», 1889 годАптечка, подаренная Е.Д.Поленовой, самовар А.П.ВаснецоваСкончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…».

Перед смертью его беспокоило, снесли ли Храм Христа Спасителя. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…». Он единственный написал письмо в защиту храма в газету Известие. Второе, что его волновало – это вернулся ли из экспедиции сын Всеволод. Сын был в Арктике, поэтому не смог проводить отца в последний путь.

Адрес: Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон «22»), 3 этаж
Проезд: Ст.м. «Чистые пруды», «Красные ворота», «Курская»
Часы работы: среда — воскресенье — с 10.00 до 17.

00, касса и вход в музей до 16-00, выходные дни — понедельник, вторник, последний четверг месяца — санитарный день.

Стоимость билета:

300 руб. — для взрослых, 150 руб. — для пенсионеров, студентов и учащихся средних и средних специальных учебных заведений,

бесплатно — для лиц до 18 лет и некоторым другим лицам.

Источник: https://xn----etbpheqfbgd9a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.