+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Атрибут щита в геральдике

Справочник автора/Геральдика

Атрибут щита в геральдике

Материал из Posmotre.li

« На рыцарском щите у нас будет золотой пояс; внизу справа — косой червлёный крест и повязка, и на нём лежащая собака — это значит опасность, а под лапой у неё цепь, украшенная зубцами, — это рабство; зелёный шеврон с зарубками в верхней части, три вогнутые линии в лазурном поле, а в середине щита — герб и кругом зазубрины; сверху — беглый негр, чернью, с узелком через плечо, на чёрной полосе с левой стороны, а внизу две червлёные подставки поддерживают щит — это мы с тобой; девиз: «Маggiore fretta, minore atto». Это я из книжки взял — значит: «Тише едешь — дальше будешь».»
— Том Сойер знает толк в геральдике

Геральдика — гербоведение, специальная дисциплина по составлению и различению родовых и личных гербов.

Исторически была тесно связана с монархией, аристократией и рыцарством (в некоторых странах было, в принципе, дозволено обзаводиться личными гербами и простолюдинам, а в некоторых даже прямо предписано купцам, но эта отрасль геральдики массовой известности не получила). В наше время более распространена ведомственная и городская геральдика.

Геральдика появилась, когда появился закрытый шлем и единственное, как можно было различать рыцарей — так это по опознавательным знакам. Примерно в то же время прошли крестовые походы, и гербы стали запечатлевать, во скольких походах участвовал род.

Основы европейской геральдики[править]

Герб бывает большой и малый. Малый — только щит, возможно — со шлемом, короной или другим маркером статуса. Большой — щит «с обвесом» (специальными фигурами-щитодержателями, мантией или сенью, на фоне которой расположен щит). С обоими видами герба может изображаться девизная лента, на которой написан сопутствующий гербу девиз.

Щит герба может иметь различную форму. Форма щита обычно связывается со страной происхождения носителя герба, но некоторые формы щита могут иметь и другой смысл (например, щит в виде ромба или овала может использоваться для женских гербов).

Изображение на щит может наноситься различными цветами и узорами (вместе: тинктурами).

Цвета делятся на две группы: светлые, металлы (белый/серебристый и жёлтый/золотой) и темные, эмали (красный, синий, зелёный, пурпурный, чёрный).

Каждый из них имеет свое вычурное название на нормандском диалекте старофранцузского, шраффировку (штриховку, заменяющую цвет в черно-белой печати) и набор символических значений.

  • Металлы:
    • Серебро (Argent). Изображалось металлическим серебром, белой или светло-серой краской.
    • Золото (Or). Изображалось металлическим золотом или желтой краской.
  • Эмали (финифти):
    • Червлень (Gules). Красный цвет. Изначально — темно-красный, потому как в качестве пигмента использовались киноварь с суриком.
    • Лазурь (Azure). Синий и его оттенки.
    • Чернь (Sable). Черный цвет.
    • Зелень (Vert, Sinople). Зеленый цвет. Использовался нечасто из-за плохого качества средневековых зеленых пигментов. В старых описаниях слово sinople могло означать «оттенок красного», что при восстановлении герба из блазона могло приводить к появлению на гербе, например, зеленых львов.
    • Пурпур (Purpure). Изначально — собственно цвет пурпурного красителя, впоследствии — мог передавать фиолетовый, сиреневый, холодный малиновый. Редкий в гербах цвет из-за высокой цены пурпурного пигмента; изредка герольды порывались его исключить из-за редкости и сходства с красным.

Остальные цвета в классической геральдике избегаются, хотя могут просачиваться в национальные варианты геральдик и на поздние гербы.Наконец, узоры называются мехами и имитируют текстуру шкурки пушного зверька, прибитой к рыцарскому щиту. Каноничными являются два вида меха: белка и горностай, хотя, опять же, изредка встречаются и иные меха.

Чтобы герб нормально различался на расстоянии, существует правило тинктур: металл на металл и эмаль на эмаль не накладывать.

Поэтому, как бы вам не нравилось сочетание, скажем, белого с золотым, сделать герб только в этих цветах нельзя[1]: он будет нечитаем уже метров с пятидесяти.

Для некоторых сочетаний эмалей бывали и исключения (например, для вполне хорошо различимого при дневном свете красного на чёрном), но такие гербы редки[2].

Фигуры, изображённые на гербе, делятся на геральдические и негеральдические. Первые — это разные геометрические фигуры, клетки, полосы, вложенные щиточки, и т. д. Вторые — это собственно изображения: именно к этой категории фигур относятся российский двуглавый орёл и всякие зверушки типа драконов и грифонов.

Изображения делятся на три группы: естественные (животные, в том числе мифические), искусственные, человеческие.Для всех из них существуют строгие стандарты описания, например список поз для животных конечен и фиксирован, хоть и достаточно пространен.

К примеру, там есть варианты изображения «с когтями» и «без когтей», определяющие то, нарисованы ли когти одним цветом с фигурой или нет. См.

например, изменения герба Болгарии за XX век: с 1948 по 1990 лев на нём считается без когтей, после 1991 — с когтями, хотя линии остались все те же.

Символы статуса на гербе — шлемы (простые или с нашлемными украшениями) и короны. Шлем символизирует рыцарство, в более поздние времена — дворянство, полученное по военным заслугам. Направление, в котором повернут шлем, различно для различных титулов. Также каждому титулу соответствует своя геральдическая корона: обычному дворянину положена одна, барону — вторая, графу — третья.

Личный герб образуется из фамильного несколькими различными алгоритмами.

Для сыновей может использоваться герб с различными лентами-нашлёпками, повторящимися столько раз, какой по счёту сын, специальными фигурами, каждая из которых означает порядковый номер, или повторение гербового рисунка те же N раз.

Для бастардов используется так называемый bend sinister — перечёркивание слэшом (/, перевязь слева). Жена совмещает два герба: своей девичьей фамилии и мужниной, обычно разделенные вертикальной чертой. Незамужняя дочь — фамильный герб в ромбе без каких-либо шлемов и прочих воинских атрибутов.

Описание герба в специальных терминах («на геральдическом языке») называется блазонированием. Его задача в том, чтобы по описанию можно было нарисовать герб, и это получился бы тот же герб, который описывали, без испорченного телефона.

Если сказать рисовальщику: «Ну это, синенькое такое с полосочкой, а на нём лев на задних лапках», то он нарисует совсем не ту полосочку, не того льва и совсем не там.

Поэтому нужно блазонировать правильно: «Лазоревый щит, пересеченный серебряным поясом и разделённый им на две равные части, в первой части золотой львиный леопард вздыбленный, смотрящий впрям». Тогда рисовальщик нарисует то, что надо.

Кстати, из интересного: лево и право на гербе читаются относительно того, кто этот щит держит, а не того, кто на него смотрит. Так что «левый верхний» угол щита на рисунке будет справа вверху. Части также считаются слева-направо от обладателя щита, то есть для зрителя — справа налево. А вот левая-правая лапы животных (в описаниях) — без изменений, относительно животного.

В Англии и Франции старший сын, являющийся наследником, получал в герб «титло», а младшие сыновья — бризуры:

  • Второй — лежащий вверх рогами полумесяца (кресчент).
  • Третий — пятиконечная звезда (муллет).
  • Четвёртый — летящий стриж или ласточка (мартлет).
  • Пятый — кольцо (аннулет).
  • Шестой — лилия (флёр-де-лис).
  • Седьмой — роза (розэ).
  • Восьмой — крест с раздвоенными и завитыми концами (кросс мулине).
  • Девятый — цветок с восемью лепестками (октофоль).

Помимо почётных геральдических фигур, символизирующих всякие хорошие вещи, можно также встретить упоминание о так называемых «знаках отмены» — позорных отметках, которые включали в герб по приговору сюзерена в наказание за серьезные проступки.

Чтобы не оскорбить ненароком обладателя похожего герба, для этого использовали редкие геральдические фигуры («вогнутая оконечность») и экзотические тинктуры (оранжевая).

В действительности, сведения о знаках отмены больше похожи на выдумку авторов геральдических справочников — за серьезные преступления могли казнить самого виновника, за самые серьезные — лишить род дворянства в принципе (иногда это сопровождалось его прилюдным переворачиванием герба, иногда нет.

в средние века, сняв прилюдно под пение заупокойных псалмов по частям рыцарское облачнение, в кульминации разбивали щит с гербом и облив ледяной водой спускали с эшафота с петлёй виселицы пропущеной под под мышками), но с какой-то особой позорной отметкой заморачиваться бы ни один монарх не стал. Истории известны всего два случая изменения герба по приговору, но и там не было никаких специальных знаков — оба раза венценосец расщедрился на полностью новый «дизайн».

Мон[править]

Японские геральдические фигуры.

Тамга[править]

Тюркские и монгольские опознавательные знаки и девизы, смахивают больше на мон, чем на герб. Личные гербы русских князей Рюриковичей — также назывались тамга. Например, трезубец сокол на гербе Украины — это тамга князя Владимира.

Родовая тамга автора написавшего эту строку — глаза (выглядит как два кружка в ряд)

Тугра[править]

Арабская каллиграфическая монаршья подпись с вензелями и вязью на печати, до XIX века использовалась мусульманскими странами в качестве заменителя герба при общении с европейскими державами.

Примечания[править]

  1. ↑ Иерусалимскому королевству, впрочем, можно было. Но это Иерусалим.
  2. ↑ Например — герб Албании, черный орел на красном поле.

Источник: https://posmotre.li/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Формы гербов. Геральдический щит. Составные части герба

Атрибут щита в геральдике

С самого появления геральдики формы гербов были важнейшей частью всей гербовой композиции. Они менялись в зависимости от культуры и национальности владельца.

Происхождение гербов

С точки зрения геральдики, формы гербов – это формы геральдического щита. Этот элемент является основой любого рисунка, принимавшегося в качестве символа влиятельными семействами и государствами. В средневековой Европе от формы гербов также зависели гербовые фигуры, расположенные не нем.

В рыцарскую эпоху самым популярным был треугольный щит. Именно он стал предвестником всей классической геральдики. Со временем стали появляться другие конфигурации, которые все больше зависели от фантазии и вымысла художника. Первые же гербы лишь копировали свои формы у настоящих щитов, которые, в свою очередь, менялись вместе с развитием средневекового оружия.

Когда настоящие очертания начали уступать вымыслам художников, геральдические книги стали пестрить огромным количеством вариаций. Поскольку речь шла уже о символе, каждый владелец собственного герба старался получить уникальную комбинацию элементов и формы. Из-за этого зародились даже национальные школы со своими шаблонами и традициями.

Формы и виды гербов

В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью.

Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала – итальянским, закругленного внизу квадрата – испанским.

Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.

Французский щит

Самым распространенным был французский герб. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции.

Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском гербе можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.

Немецкий щит

Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII–XVI вв.

Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы.

Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных.

Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду.

Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.

Рассечения

Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей.

Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов.

Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости.

С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.

Крест

Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали.

Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики.

Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.

Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на флаге Шотландии и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

Другие геометрические фигуры

Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите.

В этот список можно отнести: квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах.

В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» – распространенный геральдический прием.

Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.

Негеральдические фигуры

Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное.

К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев.

Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор – в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов.

Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу.

Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии.

Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура двуглавого орла. Эта мифическая птица была изображена на гербе Византийской империи. Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь.

Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке.

Гербовый девиз

Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь.

Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба.

Щитодержатели

В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию.

Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры.

Эта традиция появилась благодаря рыцарским турнирам, на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.

Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию.

Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого – нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца.

Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно.

Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с гербом Великобритании. На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева – мифический серебристый единорог.

У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани.

Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой.

Источник: https://FB.ru/article/237697/formyi-gerbov-geraldicheskiy-schit-sostavnyie-chasti-gerba

Русский щит (2): эмблемы и гербы дружинников

Атрибут щита в геральдике

Итак, если летописные и архитектурные источники могут прямо указывать, что щит с неким конкретным изображением действительно существовал, и его носил, например, великий князь Владимирский, то иконописные источники, чаще всего, показывают щит-символ.

Изображение на нем может опираться на реальные русские щиты, но может быть и следованием древнему канону. Иначе говоря, многократно повторенным в веках представлением древнего иконописца о том, как мог выглядеть щит иноземного святого или, например, Архангела.

Боевые знамена русских князей

Получается, что исторически подтверждённых изображений на домонгольских русских щитах совсем немного. Поэтому, если необходимо достичь разнообразия при реконструкции соответствующих доспехов или при изготовлении военно-исторической миниатюры, – придётся прибегать к домыслам.

Но, так как в любой реконструкции должно быть хоть немного реконструкции, домыслы эти необходимо основывать на исторических источниках. Один источник исторически обоснованных домыслов уже упоминался – это знамёна.

Опыт польской геральдики показывает, что изображение на боевом знамени с лёгкостью переносится на рыцарский щит, следовательно, русский витязь с таким же успехом мог изобразить на своём боевом щите то же самое, что и на знамени. Это, разумеется, домысел, подкреплённый только аналогией и общей логикой использования эмблем и символов в воинском деле.

Рельефы и декор

Ещё одним источником разнообразных и подходящим образом стилизованных изображений для русских щитов могут служить рельефы тех же домонгольских соборов, декор их врат и внутреннего убранства.

Логическое построение здесь таково: мы видим щит со львом на соборе в Юрьеве-Польском. На этом же соборе и на многих других мы видим практически точно такого же льва. Это лев сопровождается изображениями львов в других позах, иных фантастических и реальных животных, а также людей и ангелов. Все эти изображения стилизованы в сходной манере.

Значит, делаем мы допущение, такие изображения можно поместить и на реконструкцию русского щита данного исторического периода.

Золотые врата суздальского собора

Подход, описанный в предыдущем абзаце, представляется более чем уместным для такого уникального источника изображений как золотые врата Богородице-Рождественского собора славного града Суздаля [3].

То есть, на суздальских вратах мы видим льва, во всём подобном тому, что изображён на щите св. Георгия в Юрьеве-Польском. Следовательно, другие подобные изображения на вратах вполне могли украшать чей-то щит в XIII веке. Интересные с геральдической точки зрения изображения встречаются как на клеймах, так и на умбонах западных и южных врат собора.

На фото — лев и гриффон, изображённые на клеймах Западных врат Богородице-Рождественского собора, г.Суздаль:

Кайма на щитах

Кроме того, орнаментальные мотивы на валиках, разделяющих клейма, могут пригодится для изображения каймы на щите. Вопрос не праздный, так как на том же рельефном изображении владимирского герба на портале Георгиевского собора в Юрьеве-Польском мы видим кайму, украшенную растительным орнаментом.

Каймы выделены и на многих щитах, изображённых на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», возможно, это был весьма распространённый элемент. Особо отметим, что стилизация зверей и ангелов на суздальских вратах более чем близка рельефам собора в Юрьеве-Польском.

Русский геральдический стиль

То есть, можно даже говорить о некоем своеобразном русском геральдическом стиле XII – XIII веков, бытовавшем, как минимум, во Владимиро-Суздальском княжестве.

Вероятнее всего, этот русский геральдический стиль XII – XIII вв. бытовал не только во Владимиро-Суздальском княжестве, так как в том же стиле изображены звери, например, на браслетах из Старой Рязани.

Грифон, похожий на суздальского, изображён и на печати вологощского князя Богуслава V. Рисунок этой печати, датируемый 1339 г., приводит польский исследователь Jozef Spors в своей работе «Pochodzenie nazwy Kaszuby w znaczeniu politycznym».

Грифон Богуслава – это уже более чем полноценный славянский герб ещё славянского князя ещё славянской Помории-Померании.

Масштабная эмиграция славян Южной Балтики на территории будущей России в конце первого тысячелетия нашей эры, в частности в будущее Новгородское княжество, является доказанным историческим фактом.

Поэтому связь одного из князей Помории с теми же князьями Владимирскими не представляется чем-то фантастическим, особенно если вспомнить, что одна дочь Ярослава Мудрого стала королевой Франции, а другая, возможно, была женой Эдуарда Уэссекского и даже матерью святой Маргариты Шотландской.

Ювелирные домыслы

Весьма интересным источником изображений, пригодных для перенесения на русский щит, являются ювелирные украшения. Особенно — браслеты-наручи и княжеские бармы, датируемые теми же XII – XIII веками.

К сожалению, некоторые очень красивые и лаконичные изображения, например, известный символ с браслета-наруча из Старой Рязани, – активно используются в современном политическом поле, причём, им навязаны некоторые дополнительные современные же смыслы.

Поэтому именно в реконструкции и при создании военно-исторической миниатюры их использовать, конечно, никто не может запретить. Но появится неизбежный подтекст в трактовке любого изделия с таким изображением.

В случае ювелирных украшений подход, описанный выше, дополняется ещё одним важным соображением: гербовые эмблемы как с щитами, так и без щитов в западноевропейском средневековом ювелирном искусстве хорошо известны.

Поэтому вполне реалистичным представляется и предположение, что на русские ювелирные украшения могли быть нанесены эмблемы и символы, использовавшиеся и на щитах в качестве геральдических фигур.

Особенно реалистично это предположение выглядит, если рассматривать такие украшения как княжеские бармы, то есть, по сути дела, не просто украшения, а знаки власти.

Княжеские печати

Более чем легитимными источниками геральдических изображений для древнерусского щита могут служить монеты и оттиски печатей того времени. Этот нехитрый домысел представляется настолько самоочевидным, что дополнительные обоснования к нему излишни.

Другое дело, что источники эти не столь богаты оригинальными изображениями, как хотелось бы, но, например, необычные формы процветших крестов отыскать с их помощью вполне возможно.

Примечания

  1. Русский православный собор XII века, ныне действующий православный храм Владимирской и Суздальской епархии, входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В западном и южном порталах собора были установлены так называемые Золотые Врата, датируемые началом XIII в.

    Врата представляют собой деревянные створки, оббитые медными листами, на которых изображены библейские и житийные сюжеты, а также различные животные, в частности, лев и грифон. Щели между листами прикрыты валиками, на стыках которых сделаны умбоны. Валики и умбоны также украшены изображениями святых, животных, растительным узором.

    Все изображения выполнены в технике горячей золотой наводки.

Материалы

Г. К. Вагнер «Декоративная система «золотых дверей» суздальского собора и вопрос о их датировке», в сокращённом виде опубликовано в журнале «Советская Археология», № 1 за 1971 г.

Jozef Spors «Pochodzenie nazwy Kaszuby w znaczeniu politycznym».

Фото Дмитрия Якушева

Только лучшие материалы и новости науки

Источник: https://proshloe.com/russkij-shhit-2-emblemy-i-gerby-druzhinnikov.html

2. Исторические формы щита

Атрибут щита в геральдике

Тема

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙГЕРАЛЬДИКИ

План

  1. Общее строение герба.

  2. Исторические формы щита.

  3. Цветовое и графическое деление щита.

  4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе.

  5. Внешние составные части герба.

  6. Материалы и цвета в гербе и их символическое значение.

  7. Происхождение и развитие гербов в России.

1. Общее строениегерба

Теоретическаягеральдика– это специальный раздел геральдики,изучающий правила составления и прочтениягербов.

Теоретическаягеральдика выделяет в строении герба10 составных частей – одной внутренней,главной и обязательной, а также 9 внешних,необязательных.

Составные частигерба

1. Щит.

2.Шлем.

3. Нашлемник.

4. Корона.

5. Мантия.

6. Намет.

7.Щитодержатели.

8. Девиз.

9. Клейноды.

10. Бурелет.

Щит– внутренняя, главная и единственнаяобязательная часть герба. Щит – этоосновное гербовое поле, на котороенаносятся все символы, эмблемы, фигуры,характеризующие гербовладельца. Щитявляется центром любого герба, контуром,в пределах которого, а также вокругнего, наносятся разнообразные гербовыезнаки и фигуры.

Внешняячасть герба состоит из шлема, нашлемника,короны, намёта, клейнодов, мантии,щитодержателей и девиза.Присутствие всех составля­ющих внешнейчасти не обязательно.

Внешняя часть, вотличие от внутренней, более подверженаизменениям, связанным с переменами вдолжностном положении владельца герба.Так например, в гербе А.А. Арак­чеевадо 1816 г.

щитодержателями были рыцарь иконь, а затем – два солдата-артиллеристаподшефного полка.

Геральдическиещиты произошли от реальных щитов, ипотому они вводились в геральдикупостепенно, так как форма щита развиваласьв зависимости от времени и страны. Именнопоэтому геральдические щиты носятисторически и национально обусловленнуюформу и соответствующие им национальныенаименования.

В основе всех видов щитовлежат простые геометрические фигуры:треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб.Всего существует 8 основных форм щита:французский испанский, варяжский,английский, византийский, итальянский,германский, польский. Самой древнейформой щита является треугольная,суживающаяся книзу.

Это норманнский,или варяжский щит.

3. Цветовое и графическое деление щита

Деление щита.Иногдащит на гербе был одноцветным, иногда онпо своей окраске делился на части. Полещита делится на части при помощи 4основных делений: рассе­чение(вертикально), пересечение (го­ризонтально),скошения справа и слева (сверху вниз подиагонали). Сечение выполняется какпрямыми, так и изви­листыми линиями.

Скошение ступенча­той линией справаназывается нисходя­щими степенями,слева – восходящи­ми. Существуетиерархия частей щита – наиболее почётнойявляется центр поля, затем справа илив центре сверху (в зависимости отчленения), далее сверху или в центреснизу и т.д.

Частовстречаются такие деления, как ступенчатое,вогнутое или выгнутое, зубчатое,остриевидное, пилообразное, чешуйчатое,облаковидное, пламевидное, улиткообразное.Многопольностьвозникает либо при соединении несколькихгербов (включая гербы угасших линий),либо при получении гербовладельцемболее высокого титула (например, в гербеА.В.

Суворова),либопри позднем получении герба (обычно чемдревнее герб, тем меньше сечений на егощите).

Таким образом,геральдический щит являлся основнойнесущей конструкцией всего герба и, всвою очередь, представлял собой сложноестроение, в котором было заложеноосновное смысловое значение геральдическогознака.

4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе

Геральдическиеи негеральдические фигуры. Втеоретической геральдике фигуры, которыепомещались на щите, делились на дваосновных вида: геральдические инегеральдические. Различают шестьглавныхгеральдических фигур:

1. Главащита. Щитимел главу в том случае, когда 2/7 егодлины вверху давалось другим цветом,если длина ее меньше указанной величины,то фигура называлась вершиной. Главащита может быть скошенной или треугольной.

2. Подножиеили оконечность щита.Если 2/7 длины внизу щита давалось другимцветом, то геральдическая фигураназывалась оконечностью; если этиразмеры меньше, фигура называетсяподножием. Оконечность также может бытьскошенной или треугольной.

3. Столб.Такая геральдическая фигура получалась,когда другим цветом давалась 1/3 шириныщита. Столб может быть как правым илилевым, так и сдвинутым вправо или влево.Если столб нормальной ширины и находитсяв щите один, то означается как узкий.

4. Пояс.Выделение другим цветом 1/3 длины щитасоставляло пояс, который может бытьповышен или понижен, может также бытьузким, но в щите может быть и несколькопоясов.

5. Перевязь– это выделение другим цветом 1/3 щитапо диагонали. Перевязь может быть справаи слева, она может быть узкой, повышеннойили пониженной или повторяться в щитенесколько раз.

6. Стропило– две встречные перевязи, не доходящиедо вершины щита. Если его вершина касаетсянижней части щита, оно называетсяопрокинутым. Оно может быть сужено илиповторено несколько раз, повышено илипонижено.

7. Простойгеральдический крест.

8. Андреевскийкрест.

Негеральдическиефигурыделились на естественные,искусственные и легендарные.

Естественнымифигураминазывались изображения живых существ(людей, животных, птиц, насекомых,пресмыкающихся), растений, небесныхсветил и стихий (солнце, полумесяц,звезды; реки, холмы, облака) К естественнымфигурам принадлежат фигуры людей:изображения святых, изображения человекаили частей тела человека (рука, голова,ноги, сердце, иногда охваченное пламенем).Из животныхможно встретить изображения льва,леопарда; коня, оленя, пса, волка, вепря,медведя, быка, барсука, козла, агнца идр. Из птицизображается орел, журавль, лебедь,петух, павлин, сова, голубь. Встречаютсяизображения змей, дельфинов, рыб, раков,жуков, пчел, муравьев, улиток, раковин,а из растений – лилий, роз, венков,деревьев, ветвей.

Известнооколо 40 вариан­тов изображений льва и леопарда, а также их симбиозов (львиныйлеопард и леопардный лев), раз­личающихсяпо его позе или по харак­теру исполненияотдельных деталей (особенно хвоста,который может быть двойным и тройным иизгибаться в разных направ­лениях).

Символическийсмысл изображений животных: лев и леопард– власть, могущество, сила, храбрость.Конь – сочетает храбрость льва, зрениеорла, силу вола, быстроту оленя, ловкостьлисицы). Собака – символ пре­данностии повиновения. Кошка – неза­висимость.Волк – злость, жадность. Медведь –предусмотрительность.

Кабан или вепрь – бесстрашие,неукро­тимость. Бык – плодородиеземли. Овца – кротость. Лань – робость.Олень – символ воина, перед которымбежит неприятель) и др.

Из птиц чащевсего изображаются: орёл (власть,великоду­шие), ворон (долголетие),петух (символ боя, борьбы), цапля(пугливость), пав­лин (тщеславие),пеликан (чадолюбие), журавль (с камнемв одной лапе – сим­вол бдительности)и др.

Из морских живот­ных: дельфин(символ силы); из насеко­мых: пчёлы имуравьи (трудолюбие), бабочки(непостоянство). Змея может быть изображенаползущей (символ зависти, раздора,мятежа, неблагодар­ности), свернувшейсяв кольцо с хвос­том во рту (символвечности), обвивша­яся вокруг чаши(символ медицины).

Растенияв геральдике представлены деревьями:дуб (сила, крепость), оливковое дерево(мир), пальма (долговечность, миролю­бие);ветками; цветами – роза, лилия; венками,злаками – колосья, снопы; травами;плодами.

Геральдическая лилия (лилияКаролингов) в своей основе, по-видимому,была изображением острия копья, чем иобъясняется её широкое употребление вгеральдике. Солнце (символ истины,правды, премудрости) изображается ввиде диска с человечес­ким лицом иокружено сиянием или имеет восемь лучей.

Точно так же луна, изображаемая в видеполумесяца, имеет иногда человеческийпрофиль. Количество лучей у звездразлично: в немецкой гераль­дикеобыкновенно шесть, во французской –пять.

Искусственныефигуры –это изображения предметов, сделанныхчеловеческими руками: мечи, копья,стрелы, кольчуги, пистолеты, подковы,шпоры, кольца, знамена, башни, крепости,пушки, колеса, корабли, якоря. Средифигур мирного обихода – чаша, лира, рогизобилия и др.

К легендарнымфигурамотносятся изображения существ, несуществующих в природе, например,изображения кентавра, сирен, грифов,единорогов, пегасов, драконов, фениксов,козерогов и многих других, в том числеи двуглавого орла.

Изображённаяна щите фигура может содержать намёкна фамилию владельца или название еговладения, такой герб называется глас­ным.В России такие гербы были характерныдля нового, служилого дворянства.

Глас­ность может быть выраженапомеще­нием на щите отдельных инициалов,а иногда и полных названий (в земельныхгер­бах). Помещённая на щите фигураможет быть частью герба сюзерена и темсвидетельствовать о пожаловании гербаза особые заслуги.

Таким свидетель­ствомв российской геральдике являетсяпомещение на щите двуглавого орла.

ВРоссии пожало­вание графскимдостоинством введено Петром I,графы получали сначала титул графа”Священной Римской импе­рии”, апотом возводились в графское достоинствоРоссийской империи, поэтому в их гербахпомещены два двуглавых орла: российский(с коронами) и имперский (с ореолами надголовами).

Источник: https://studfile.net/preview/6311560/

Геральдика: Герб и Щит!

Атрибут щита в геральдике
Герб – это щит. О форме щита. Женский щит.

Основа любого герба — щит. Именно на его поверхности помещаются главные гербовые изображения — поля и фигуры, «сложившиеся» из тинктур.

Герб может состоять из одного щита, или из щита с самыми разными добавлениями, или даже из нескольких щитов. Но гербов совсем без щитов быть не может.

О фигурах говорят: «в поле щита», «в щите» (а не «на щите»): ведь геральдический щит — это условная рамка для изображений, а не реальный предмет, у которого есть лицевая и оборотная стороны.

На рисунке: в золоте червлёные глава и андреевский крест. Обладавший этим гербом шотландский род Брюсов прославился не только на родине, но и в России: сподвижник Петра I граф Яков Брюс был, между прочим, знатоком геральдики.

Очертания щита можно менять почти произвольно; герб от этого не исказится. Некоторые геральдические художники находят удовольствие в том, чтобы придать гербовому щиту странную и неожиданною форму.

Иногда это, собственно, оказываются и вовсе не щиты, а конские налобники (их особенно любят на Апеннинском полуострове) или квадраты, в которых легко узнать гербовые знамёна.

Это неудивительно: рыцари помещали на налобниках своих коней и на знамёнах те же фигуры, что и на щите.

Впрочем, есть особенный вид щита — в виде ромба. Его можно найти только в гербах женщин (чаще всего — в гербах незамужних девушек и вдов). Наравне со щитом-ромбом женщины могут пользоваться и щитом-овалом; но в отличие от ромба овал вполне подходит и для мужского герба.

В нескольких старинных гербах можно встретить одноцветные щиты; немецкие геральдисты называют их незанятыми, а французские, наоборот, наполненными. Герб испанского рода Менесес — щит, полный золота; у герцогов Бретонских щит полон горностаевого меха.

Но таких гербов, конечно же, очень мало. Обычно щит украшен фигурами или делится на разноцветные части; для того, чтобы было легче разобраться в их расположении, каждая из частей щита получила своё название. Его верх именуется главой, низ — оконечностью.

Кроме того, у щита есть правый и левый край; но тут следует учесть, что в геральдике правую и левую стороны определяют относительно рыцаря, который закрывается гербовым щитом от вражеских ударов (и относительно самого щита).

Поэтому правая сторона щита (и всего герба) находится слева от зрителя, а левая — справа.

Там, где края встречаются с главой и оконечностью, располагаются углы щита (об этом не так-то просто догадаться, если щит изображён круглым!).

Наконец, середина щита называется сердцем. Иногда часть щита на границе главы и сердца именуется почётным местом, а граница сердца и оконечности — чревом.

Подобно странице книги, щит «прочитывается» справа налево (геральдически!) и сверху вниз.

Карта геральдического щита: части и направления.

АБВ — глава.
ЖЗИ — оконечность.
АГЖ— правый край.
ВЕЙ — левый край.
Д — сердце (здесь показан сердцевой щиток).
Л — чрево (или пуп):
А — правый верхний (первый) угол.
В — левый верхний (второй) угол.

Ж — правый нижний (третий) угол.
И — левый нижний (четвертый) угол.
К — почётное место (это гордое название не должно обмануть: сердце и глава считаются не менее почётными местами щита!).
Б — середина главы.
БДЗ — продольное положение (так располагается столб).

ЕДГ — поперечное положение (так располагается пояс).
АДИ — косвенное справа положение (так располагается правая перевязь).
ВДЖ — косвенное слева положение (так располагается левая перевязь).
АБВЕИЗЖГ — поворот против хода солнца.

АГЖЗИЕВБ — поворот по ходу солнца.

Основные способы разделения (разбивания) щита на разноцветные части получили названия, напоминающие о боях, о метких ударах и разрубленных доспехах.

При помощи деления можно получить не только разноцветные части щита, но и простейшие фигуры в виде полос, углов и пятен: например, в дважды рассечённом щите появляется столб. Кстати, названия таких фигур — чистая условность, и столб или стропило почти никогда не связаны со строительством, а пояс и перевязь с одеждой.

Задача таких фигур — не обозначать предметы, а просто придавать гербу «геральдический вид». Иметь их в гербе почётно не потому, что они символизируют что-то благородное и высокое, а потому, что сама по себе геральдика благородна и высока.

Этим и объясняются торжественные названия простейших фигур — их именуют геральдическими и почётными фигурами (хотя львы и орлы не менее геральдичны и почетны).

На рисунке (слева направо): Верхний ряд:

пересечённый червлёный и серебряный щит (кантон Золотурн в Швейцарии);

рассечённый серебряный и чёрный щит (французский город Мец);
пятикратно рассечённый золотой и чёрный щит (герцогство Этоллское в Шотландии);
дважды пересечённый серебряный, червлёный и чёрный щит (немецкий графский род фон Цедвиц);
начетверо золото и червлень (французский род де Гонто-Бирон).

Нижний ряд:
– в серебре чёрный столб (шотландский род Эрскин);
– в золоте четыре червлёных столба (королевство Арагонское в Испании);
– в лазури серебряный пояс (город Кременчуг на Украине);
– в серебре червлёная глава (маркизат Монферратский в Италии);
– в червлени серебряная оконечность (владения князей Гогенлоэ во Франконии (Германия)).

timemechanic“Учась познаю истин путь, И смысл герба моей семьи старинной И в чести подвигах смогу За седце девушки блестнуть – И стану наконец достойнейшим из мальчика мужчиной! Иным невежам вся геральдика – Картинки на щитах! Для рыцаря в душе – Она наука: Как уважение врагам внушать, В бою преодолеть свой страх, И внукам рассказать что жизнь не скука!”

Мастер Идей.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://timemechanic.livejournal.com/332496.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.