+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Содержание

11 эффективных упражнений для улучшения дикции у взрослых

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Привлечь внимание аудитории и искренне заинтересовать людей своим рассказом – кропотливый и сложный процесс, с которым не всегда могут справиться профессиональные ораторы. Что уж тут говорить о тех обычных людям, которым время от времени приходится выступать перед незнакомой публикой.

Еще в древние времена выступление перед толпой многие мыслители и философы называли настоящим искусством. Самый образованный и харизматичный человек не сможет завоевать доверие людей и донести до них свои мысли, если у него будут проблемы с дикцией.

С каждым годом найти человека, который бы не только обладал идеальной дикцией, но и постоянно занимался совершенствованием своей речи, становится все труднее и труднее.

Многие люди забывают, что природа редко кого награждает речевыми данными. Поэтому тем личностям, которые хотят обладать прекрасной дикцией и четким произношением, следует регулярно выполнять комплекс упражнений.

Какие именно упражнения помогут улучшить дикцию? Сегодня мы вам об этом расскажем.

Хорошая дикция: кому и зачем она нужна?

Идеальная дикция – это дикция, которая представляет собой правильное расположение речевых органов и четкое произношение слов. Очень часто плохая дикция у того или иного человека возникает из-за дефектов речевого аппарата, имеющих врожденный характер. Некоторые взрослые люди обладают плохой дикцией, так как в детстве они подражали речи других людей.

Хорошая дикция поможет вам четко и ясно донести свои мысли незнакомым вам людям, которые не привыкли к особенностям вашего произношения.

Если вы займетесь улучшением дикции, то высказываемая вами информация будет восприниматься окружающими легко и просто.

Вы без особого труда сможете сказать все, что хотите, и это не станет поводом для саркастических улыбочек или просьбы повторить то, что вы только что сказали.

Доказано, что людям с идеальной дикцией намного проще найти работу, друзей, вторую половинку, чем тем людям, у которых наблюдаются определенные дефекты речи. Если вы будете красиво и четко произносить слова, то сможете произвести нужное вам впечатление на нужных вам людей.

Занявшись улучшением своей дикции, вы через некоторые время с удивлением заметите, что во время рассказа очередной истории собеседники не скучают и не думают, когда вы уже закончите говорить, а внимательно и с интересом слушают вас. Большинству людей приятнее слушать постоянно развивающего свой голос и произношение рассказчика, а не человека с дефектами речи.

№1

Хотите улучшить свою дикцию? Тогда регулярно занимайтесь артикуляцией звуков «Ж» и «Ш». Попытайтесь как можно четче и понятнее произнести следующие пары слов: «Жар – Шар», «Шить – Жить», «Жутко – Шутка», «Шапка – Жабка», «Важный – Ваш», «Жир – Ширь».

Регулярно произносите такие фразы: «В хомут вожжи из кожи вхожи», «Кружится жужелица, жужжит жужелица, жужелица жужжит и кружится».

№2

Чем больше сложных слов вы будете произносить, тем быстрее добьетесь нужных вам результатов и улучшите свою дикцию. Повторяйте сложные слова сначала медленно, а потом как можно быстрее.

  • Фантасмагорический (тренировка звуков «Р», «Ф», «Ч»).
  • Опубликовывать (тренировка звуков «В», «П»).
  • Средств (тренировка звуков «Ф», «С»).
  • Воспользовавшемуся (тренировка звуков «Ш», «В»).
  • Четырехсотдолларового (тренировка звуков «В», «Ч»).
  • Ревербератор (тренировка звуков «В», «Р»).
  • Мелкокалиберными (тренировка звука «К»).
  • Проиллюстрировала (тренировка звуков «Т», «Р»).
  • Субсидированию опосредованному (тренировка звуков «Р», «П»).
  • Целостность территориальная (тренировка звуков «С», «Р», «Т»).

№3

Данное упражнение поможет вам «справиться» со звуком «Ц» и отработать его по-максимуму. Четко произнесите следующие пары слов, а затем повторите, но как можно быстрее и ритмичнее: «Свет – Цвет», «Лиса – Улица», «Сок – Цок», «Сабля – Цапля», «Сыр – Цирк», «Сель – Цель».

Произнесите следующие фразы сначала медленно и четко, а потом повторите, но очень быстро: «Чахла цапля, ходила цапля, сохла цапля», «Против овец и один молодец, а сама овца никто против одного молодца».

№4

Произнесите приведенные ниже слова четко и медленно, а затем повторите их как можно быстрее и следите за тем, чтобы не сделать ни одной ошибки в произношении.

  • Монстр.
  • Демократично-аристократичный.
  • Гибискус.
  • Протестантство.
  • Философствовать.
  • Краеугольный.
  • Ведомство.
  • Переколошматить.
  • Всхрапнуть.
  • Идентификация.
  • Попасть в ствол.
  • Стандартизировать.
  • Сверхзвуковой.
  • Интерфернальный.
  • Постскриптум.
  • Витийствовать.
  • Арьергардный.
  • Сверхвстревоженный.
  • Воспрепятствовать.
  • Бодрствовать.
  • Мудрствовать.
  • Брандспойт.
  • Трансконтинентальный.
  • Взрывоопасный.
  • Взбудоражить.
  • Краеведческий.
  • Всклокочен.
  • Сомнамбулический.
  • Трансплантация.
  • Тантрический.
  • Контрпрорыв.
  • Экспрессивный.

№5

Данное упражнение поможет вам отработать звуки «Х», «К», «Г». Повторяйте пары слов сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее: «Гости – Кости», «Гешка – Кешка», «Гнут – Кнут», «Газельки – Качельки», «Годы – Коды», «Глупый – Клубный», «Гол – Кол».

Сначала медленно, а потом очень быстро повторите следующие фразы: «С косой козел косой идет с горбатой козой», «Крабы грабли сделали крабам, крабы грабли крабам подарили».

№6

Данное упражнение поможет тем людям, которые во время публичных выступлений ощущают проблемы с дыханием. Очень часто нехватку воздуха испытывают люди, использующие в своей речи длинные и витиеватые фразы.

Тренировка диафрагмы поможет закрыть этот вопрос раз и навсегда. Делая выдох, тяните любой гласный звук как можно дольше. Поначалу делать это получается только на протяжении 4 – 8 секунд. Но если вы будете регулярно тренироваться, то сможете увеличить время до 25 – 30 секунд!

№7

Это упражнение поможет вам отработать произношение согласных звуков.

Сначала медленно, а потом быстро повторяйте следующие слова и словосочетания: «Без шубы», «Бессмертие», «Оттолкнуть», «Безжалостный», «К гастролям», «К Гале», «Подтвердить», «Ввязаться», «Отдушина», «К Киеву», «Отдаленный», «К городу», «Разжигать», «Восстановить», «Отдать», «Изжить», «К концу», «Ссорить – Сорить», «Введение – Ведение», «Оттащить – Тащить», «Вверх – верх», «Поддержать – Держать», «Вводный – Водный», «Толкнуть – Оттолкнуть».

Выполняя данное упражнение, внимательно следите за тем, чтобы не допускать никаких ошибок в произношении. Произнесите следующие фразы сначала медленно, а потом как можно быстрее: «Дед стар стал», «Вскачь верст сто», «Был град тут в тот год», «Полн клуб вмиг», «Взял трость ваш гость», «Мох гриб скрыл», «Петр был люб всем», «Пел дрозд тут в тот час», «Брызг блеск – всплеск волн!».

№9

Сначала медленно, а потом очень быстро произносите следующие сочетания звуков: «КШТО», «ТЛЗ», «КШТУ», «ДЖР», «КШТЭ», «ВРЖ», «КШТА», «МКРТЧ», «КЖДУ», «КПТ», «КЖДО», «КФТ», «КЖДЭ», «КШТ», «КЖДА», «КСТ».

№10

Чтобы отработать произношение определенных звуков, сначала медленно, а затем как можно быстрее произносите следующие фразы: «Замшела яшма в замше», «С волхвами в хлеву волхв волхвовал», «Четверть четверика без червоточинки гороха», «Пик кипу купи, кипу купи пик», «В Константинополе ассимилировавшимся был обнаружен разнервничавшийся конституционалист», «Пуха купи кипу, кипу купи пуха», «Интервента интервьюер интервьюировал», «Родителям даны из дендрария рододендроны», «Не по-колпаковски колпак сшит; перевыколпаковать колпак надо, переколпаковать», «Клима брат брит, Глеба брат брит, бородат Игната брат», «Не по-колоковски колокол вылит; надо перевыколоколовать колокол, переколоколовать», «Лук клал на ларь Карл, с ларя крала лук Клара».

№11

Данное упражнение позволит отработать определенные звуки в игровой форме.

  1. Думайте, что у вас в руках молоток. Забивайте воображаемым молотком гвоздики, и повторяйте как можно выразительнее следующие звуки: «ГБДЕ», «ГБДУ», «ГБДИ», «ГБДО», «ГБДА», «ГБДЭ», «ГБДЫ».
  2. Слышали ли вы, как мило топает пони? Прыгайте и повторяйте за ним: «ПТКИ», «ТПКИ», «ПТКУ», «ТПКУ», «ПТКЭ», «ТПКЭ», «ПТКО», «ТПКО», «ПТКЫ», «ТПКЫ», «ПТКА», «ТПКА».
  3. Думайте, что вы бросаете своему напарнику какие-то вещи. Каждый свой «бросок» сопровождайте такими звуками: «КЧКИ», «КЧКУ», «КЧКЫ», «КЧКО», «КЧКА», «КЧКЭ».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://BestLavka.ru/11-jeffektivnyh-uprazhnenij-dlja-uluchshenija-dikcii-u-vzroslyh/

Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей.

Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству.

Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность.

В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту».

Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному.

Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику.

Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении.

Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д.

Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут.

Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость.

Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений.

В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/teksty-dlya-uluchsheniya-diktsii/

Как улучшить дикцию: упражнения, советы, рекомендации

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Речевые способности даются природой, но они далеко не всегда идеальны. Иногда речь звучит невнятно, что может отрицательно сказываться на всей жизни человека. Едва ли можно построить хорошую карьеру, если слова вынуждены пробиваться сквозь «кашу во рту». Как улучшить дикцию? Существуют ли специальные упражнения? Об этом и поговорим.

Дыхательная гимнастика

Чтобы улучшить дикцию и четкость речи, необходимо научиться правильно дышать. В этом помогут следующие упражнения:

  1. Стоим прямо. Ноги на ширине плеч. Ладони лежат на поясе. Вдох свободный. Выдыхаем воздух через сложенные губы, чтобы ощущалось его сопротивление. Такой выдох нужно провести во время движения. Имитируйте работу с косой, с топором, уборку в доме при помощи веника/пылесоса и тому подобные движения. Вам нужно научиться выдыхать ровно, без напряжения (должно ощущаться напряжение в нижнереберных мышцах).
  2. На вдохе выполняем медленный наклон вперед. Спина остается прямой. Затем распрямляемся. Делаем выдох и начинаем тянуть слово «гимммм», одновременно шагая на месте.
  3. На вдохе медленно наклоняемся вперед, руки разводим в стороны, смыкаем за головой (на затылке). Распрямляемся на выдохе и нараспев произносим звуки «ГН», шагая на месте.
  4. Рот закрыт. Совершаем короткий вдох через нос. Во время выдоха поколачиваем пальцами по краешкам ноздрей. Упражнение улучшает носовое дыхание. Теперь добавляем новый элемент: во время выдоха тянем звуки «М» и «Н».
  5. Рот открыт. Вдох делаем через нос. Медленный выдох через рот.
  6.  Самомассаж. С небольшим усилием проминаем межреберные мышцы, потом переходим на область живота. Это помогает стимулировать местное кровообращение.

Работаем над качеством дикции

Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.

Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.

  • Медленно проговорите звуки «К» и «Г» подряд 3 раза. Потом произнесите с практически закрытым ртом звуки «А», «О», «Э».
  • Имитируйте полоскание рта. Ощущения должны быть похожими, как если бы во рту была вода.
  • Рот приоткрыт на ширину двух пальцев. Проговорите слоги «АММ-АММ». При этом «А» звучит шепотом, а «М» громко и звонко.

Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.

  • Напишите на листе бумаги скороговорку. Проговорите ее вслух, озвучивая только согласные звуки. На месте гласных – пропуски. Потом повторите ее полным голосом. Это поможет вам понять, в каком положении артикуляционный аппарат работает неправильно.
  • Сделайте глубокий вдох и зажмите нос пальцами. Прочтите вслух любой текст. Сделайте выдох. Снова начните читать текст, делая вдохи в необходимых по смыслу местах (в соответствии с грамматическими паузами).

Артикуляционная гимнастика

Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка речевого аппарата гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице широкая улыбка. Зубы сжаты. Фиксируем положение на 10 секунд. Затем расслабляемся. Важный момент: оба ряда зубов должны быть полностью видны.
  • Зубы сжаты. Губы сложены в трубочку, вытянуты вперед. Тянем звук «У» на протяжении 10 секунд.
  • Рот открыт, язык выдвинут вперед насколько возможно. Фиксируем положение на 5 секунд. Расслабляем мышцы.
  • Рот открыт. Язык лежит на поверхности нижней губы. Раскрываем рот максимально широко и расслабляемся.
  • Расслабьте нижнюю челюсть и зафиксируйте это положение. Облизывайте верхнюю губу, максимально выдвигая язык.
  • Трогайте кончиком языка попеременно верхнюю и нижнюю губу, выдвигая его вперед. Выполняйте упражнение в неспешном темпе. Подбородок в течение всего времени должен быть неподвижным.
  • Рот закрыт. Языком оказываем давление на внутреннюю поверхность щеки, прилагая силу в течение 4 – 6 секунд. Повторить с противоположной стороны.
  • Нижняя челюсть опущена книзу. Совершаем ею движения из стороны в сторону. Голову удерживаем ровно. В движении она не участвует. Потом перемещаем челюсть вперед/назад.
  • На лице полная улыбка. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности губ. Сначала по верхней, потом по нижней, следом делаем круговое движение. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим языком по поверхности зубов, сначала верхних, потом нижних. Челюсть зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим по губе языком от уголка к уголку. Губы и челюсть не двигаются. Касаться надо именно поверхности губ, а не зубов.
  • Стойка прямо, руки на груди (скрещены). Совершаем медленный наклон вперед на вдохе, одновременно громко озвучивая буквы «О» и «У».

Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.

  • Используйте язык как молоточек, постукивая им по зубам. Во время каждого удара проговаривайте слог «ДА». Потом говорите буквы «Т» и «Д».
  • Для улучшения дикции речи необходимо разработать мышцы гортани. Это поможет наладить четкое произношение звуков «К» и «Г». Совершаем вдох через нос, и выпускаем воздух через рот. Во время выдоха начинайте пыхтеть как ежик – «ФУ-ФУ-ФУ». Слог произносится резко.
  • Улучшить речь и дикцию поможет тренировка мышц губ. Это упражнение улучшает произношение звуков «П» и «Б». Надуваем щеки и схлопываем их руками, как в детстве.

Дополнительные упражнения

Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.

Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.

Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:

  • Напишите на листке бумаги строчки своего любимого стихотворения.
  • Вычеркните все согласные, а оставшиеся гласные пропойте голосом вслух.
  • Потом снова вставьте все согласные. Произносите их громко, звонко, продолжая пропевать гласные звуки.

Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.

Улучшаем тембр голоса

Для улучшения дикции и тембра голоса взрослому человеку необходимо выполнять специальные упражнения. Внести изменения в природные данные невозможно, но вот украсить их – достижимая задача.

Улучшаем звучание голоса при помощи следующих упражнений:

  1. Стойка прямо. Подбородок зафиксирован в естественной позиции. Тянемся шеей максимально вперед как получится, фиксируемся на несколько секунд.
  2. Рот откройте, язык выдвиньте максимально вперед/вниз. Голова склонена к груди. Язык поднимем к кончику носа с одновременным подъемом головы. Во время движения вытягиваем шею насколько получится.
  3. Совершаем вдох полной грудью. Во время выдоха громко проговариваем слово «БОММ», вытягивая последнюю букву как можно дольше. Вы должны ощущать легкое вибрирование в области кончика носа и верхней губы.
  4. Полный вдох. Выпускаем воздух из легких, проговаривая слог «МИ-МИИ». Первую частичку коротко, вторую – протяжно нараспев.
  5. Стойка прямо, руки лежат на груди. На вдохе совершаете наклон вперед и нараспев озвучиваете буквы «У» и «О». После этого пропевайте слова «МОЛОКО», «МУКА», «ОЛОВО».
  6. Цокайте языком, постепенно изменяя положение губ. Вначале они собраны в трубочку, в конце – растянуты в полную улыбку.
  7. Рот открыт, нос зажат пальцами. Дышим ртом и одновременно вслух читаем любой текст. Длительность упражнения – 5 минут.
  8. Голова вниз, подбородок прижат к груди. Делаем выдох, произнося звуки «О» или «У», пока не кончится воздух. Кладем руку на грудную клетку и похлопывая, усиливаем вибрацию звука.

Эти упражнения гарантируют улучшение речи и тембра голоса в короткие сроки.

Работаем над разговорной речью

Как улучшить дикцию речи быстро? Чтобы добиться результатов, потребуется поработать над разговорной речью.

Рекомендации будут следующими:

  • Голос не должен быть монотонным. Чтобы улучшить речь и дикцию, нужно научиться разговаривать эмоционально. Необходимо овладеть умением менять тональность. Это поможет собеседнику понять, вопрос вы задаете или что-то утверждаете.
  • разговора. Узнавайте новые слова для обогащения словарного запаса. Так вы сможете улучшить свою речь и разнообразить ее. Желательно избегать тавтологий и частого повтора одних и тех же слов.
  • Слова с неизвестным значением. Если вам не известно значение, то лучше в разговоре его не использовать.
  • Постарайтесь избавиться от слов-паразитов.

Советы очень простые, но значительно улучшают разговорную речь.

Чистоговорки

Для улучшения дикции и самой речи нужно работать над произношением чистоговорок. Это поможет отработать конкретные звуки при помощи специально зарифмованных фраз.

Они отличаются от скороговорок тем, что в них многократно встречается один согласный звук. Это поможет научиться произносить сложные звуки и сделать лучше свою дикцию. Заниматься необходимо каждый день. Улучшение речи после работы с чистоговорками происходит достаточно быстро.

Произносить чистоговорки нужно в медленном темпе. Очень важно тщательно проговаривать каждый звук, обращая внимание на сложные для вас звуковые сочетания.

Надо обязательно контролировать свое произношение. Для этого занятия необходимо записывать на диктофон. В ходе прослушивания записи можно выявить совершенные ошибки произношения и устранить их в ходе следующего.

Полезные советы по улучшению дикции

Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:

  • первыми нужно начинать выполнять самые простые упражнения для улучшения речи и дикции, постепенно, включая в занятия более сложные;
  • занятия нужно проводить в любое свободное время – это поможет достичь результатов в короткие сроки;
  • гимнастику желательно проводить ежедневно, не делая перерывов;
  • возьмите за правило периодически записывать на диктофон короткие речи – это поможет отмечать свои достижения;
  • читайте дополнительную литературу и регулярно практикуйте новые упражнения, поскольку монотонность упражнений может стать причиной моральной усталости и отказа от занятий;
  • если есть возможность получить консультацию специалистов, то не стоит от нее отказываться, поскольку это отличная возможность получить дополнительные дельные советы.

Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, развить дикцию и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/dikciya/kak-uluchshit-diktsiyu.html

Самые эффективные упражнения для дикции

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее.

Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению.

Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы.

Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса.

Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь ые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/uprazhneniya-dlya-dikcii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.